Мальчиков особо привлекает реализация агрессивных тенденций. Практически все подростковые игры построены на агрессии и убийствах. Во многих происходит тотальный гомицид, дозволенное убийство. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В играх такого рода быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов не в игре, а в жизни.
Опасность для психики таит в себе и Интернет. В нем есть так называемые чаты – специальные сайты для общения. Можно выходить в Интернет под своим именем, или придумать себе имя, биографию, имидж. У некоторых психически неустойчивых подростков в связи с этим возникают проблемы самоидентификации – происходит отчуждение "Я", начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении.
Второй вид патологии – когда дети начинают лихорадочно "рыскать" по сайтам, бессмысленно скачивая информацию. Для них самоцель – "сидение в интернете". А для взрослых основную опасность представляют киберсекс и участие через Интернет в азартных играх, формирующих патологическую личность игрока.
Не все дети имеют особую предрасположенность к компьютерной зависимости, а лишь личностно незрелые. Есть, конечно, и биологические причины задержки роста личности, и какая-то психическая неполноценность.
Например, психически неустойчивых подростков больше привлекает возможность сиюминутного получения удовольствия, информации и т.п. Подростков эпилептоидного плана разработчики компьютерных игр подлавливают на азарте, на увлечении материальной стороной жизни и на агрессивности.
Шизоидам, которые плохо приспосабливаются к реальности, предоставляют возможность фиктивного овладения иллюзорным миром. А приманка для истероидов – общение в сети, когда они могут примерить разные роли, предстать в разных обличиях, таким образом, пытаться изжить свои комплексы.
Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям.
Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже он за него сядет, тем лучше. Если же родители уже приобрели его, необходим жесткий контроль времени, которое ребенок за ним проводит. У ребенка должна быть возможность широкого спектра общения со сверстниками: спортивная секция, музыкальная, хореографическая или художественная школа и т.п.
Компьютерная наркомания, как, впрочем, и другие формы отклонения в поведении, во многом связана с исчезновением общественно-государственного института инициации, с ликвидацией подростково - молодежных организаций типа пионерской или комсомольской. В данном случае важно не содержание их работы, а форма, которая естественна для любого традиционного общества. Не случайно "пионер" переводится как разведчик – разведчик во взрослой жизни. И если эту разведку никто не организует, она организуется стихийно и проявляется хотя и не в виде подростковой банды, но в виде некоей параллельной жизни, дезадаптирующей ребенка, уводящей его от реальности.
Врачи и психологи пока в самом начале пути коррекции и профилактики компьютерной зависимости. В практике используется медикаментозное и психотерапевтическое воздействие, что позволяет избавить ребенка от его патологического влечения, дезактуализировать проблему. Но, к сожалению, всех проблем это не решает. Остается проблема инициации, поиска групповой подростковой среды, выстраивания взаимоотношений со сверстниками, обретение смысла жизни. Родители, педагоги, психологи должны предложить альтернативу, эмоционально не менее привлекательную, но более социально приемлемую и не угрожающую потерей психического и физического здоровья.
Это интересно
Виды дидактических игр
В дошкольной педагогике все современные дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалами), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сра ...
Формы контроля знаний по русскому языку
Известно, что качество овладения учебным материалом, успешность формирования ведущих умений в области языка во многом определяются тем, насколько осознанно и прочно усвоены учащимися теоретические положения школьного курса в национальной школе. Достаточно отчетливо
проявляется указанный недостаток
...
Традиционные и нетрадиционные средства семантизации лексики
Сформированное умение читать, говорить или понимать иноязычную речь невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с ее помощью происходит прием и передача информации. В связи с этим на занятиях по английскому языку должно быть уделено серьезное внимание работе над лексикой. В соотве ...