При фонематическом анализе мы не только узнаём и различаем слова, но обращаем наше сознание на звуковой состав слова. Даже при самых элементарных видах анализа происходит сравнение слов по звучанию, выделение звуков на фоне слова. Таким образом, формирование фонематического анализа связано также с состоянием гностико-праксических функций, в частности мышления, на что указывает Д.Б.Эльконин. Это подтверждается и различными сроками формирования навыков фонематического восприятия и анализа в онтогенезе.
В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, А.Р. Лурия , Л.Ф.Чистович, Н.Х. Швачкин и др.) отмечается, что состояние фонематического развития влияет на овладение детьми грамотой.
Таким образом, анализ литературных данных позволил сделать следующие выводы:
Современный взгляд на проблемы нарушений чтения основывается на понимании сложной психо-физиологической структуры процесса чтения и особенностей усвоения этого навыка детьми в норме.
Уровень сформированности действий по выделению последовательности звуков в слове и умения сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находится в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия.
Одним из механизмов дислексии можно рассматривать нарушения фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Это интересно
Контроль
навыков письма
Объект контроля – степень сформированности коммуникативных навыков и умений, необходимых для выражения полученной информации в письменной форме, передачи субъективной информации. Показатели степени сформированности умений и навыков письма: 1) успешность осуществления письменного общения; 2) качеств ...
Методика использования мультимедиа технологий на уроке
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, е ...
Формирование умений и речевых навыков
с помощью раздаточного материала
Обучение с помощью метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи учащегося. Применение опорных сигналов важно потому, что позволяет избежать или сократить до минимума в процессе обучения и общения использование языка посредника - родного языка. Тем не менее, сохраняется опос ...