6. Понимание пространственных наречий (ребенок по команде выполняет задание)
Задание: подними руку вверх, отведи в сторону, опусти вниз, повернись влево, вправо.
Для обследование понимания предложений дети выполнили 6 групп заданий.
Выполнение 2-3х действий в одной просьбе.
Задание: а) открой дверь и выключи свет; б) достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул;
2. Понимание инверсионных конструкций.
Задание: а) определи, что сделано раньше: «я умылся после того, как сделал зарядку»; б) определи кто приехал: «Петю встретил Миша».
3. Выбор наиболее подходящего по смыслу слова
Задание: подбери слово по смыслу «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев».
4. Исправь предложение: «Коза принесла корм девочке»
5. Выбери, какое предложение правильное: «Слон больше мухи», «Муха
больше слона», «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце»
6. Закончи предложение: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что …».
Обследованию понимания грамматических форм речи мы уделили особо
пристальное внимание, предложив детям выполнить 11 заданий.
1. Понимание логико-грамматических отношений
Задание: а) покажи, где хозяйка собаки (ребенку предлагают 2 картинки - где девочка с собакой и собака); б) покажи, где владелец велосипеда (ребенку предлагают 2 картинки - мальчик с велосипедом и велосипед);
2. Понимание отношений, выраженные предлогами
Задание: покажи, на какой картинке птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке;
3. Понимание падежных окончаний существительного.
Задание: покажи линейку ручкой, карандашом ручку;
4. Понимание форм единственного и множественного числа существительных.
Задание: покажи, на какой картинке нарисован шар, а не какой - шары, тетрадь - тетради, машина – машины;
5. Понимание числа прилагательных.
Задание: покажи, о какой картинке говорят: «Зеленый?», «Зеленые?» (ребенку показывают картинку, на которой изображены один флаг и много флагов зеленого цвета);
Понимание рода прилагательных.
Задание: покажи красное, красный, красная (ребенку предлагаются картинки, на которых изображены красное яблоко, красный шар и красная морковь);
Понимание единственного и множественного числа глаголов.
Задание: покажи, где сидит, сидят (ребенку предлагаются картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами «на скамейке сидит девочка», «На скамейке сидят девочки»).
Понимание формы мужского и женского рода глаголов в прошедшем времени
Задание: ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково. Например, Саша. Покажи, на какой картинке Саша ел, читала, мыл посуду, вытирала пыль.
Понимание префиксальных изменений глагольных форм.
Задание: покажи, на какой картинке мальчик входит, выходит; на какой картинке дверь закрыта, открыта; на какой картинке девочка наливает, выливает.
Понимание глаголов совершенного и несовершенного видов.
Задание: покажи, на какой картинке девочка моет руки, на какой вымыла; на какой картинке снимает куртку, на какой сняла.
Понимание залоговых отношений.
Задание: покажи, на какой картинке девочка одевается, а на какой ее
одевают, где мальчик умывается, а где его умывают.
Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования понимания речи на каждого ребенка (приложение 1).
Сводные данные результатов диагностики приведены в таблице 1
Для проведения диагностики «Обследование активного словаря» мы подготовили 17 заданий, которые объединили в следующие группы:
слова, обозначающие предметы (5 заданий);
название признаков предметов (2 задания);
названия действий людей и животных (4 задания)
название времен года, их последовательности, признаков (3 задания)
слова с противоположным значением (1 задание, с разными словами)
слова – синонимы (1 задание, с разными словами)
однокоренные слова (1 задание, с разными словами)
Так, диагностируя умения детей правильно называть предметы, были предложены следующие задания:
а) назвать предметы, изображенные на картинках, соотнеся их с обобщающим словом: одежда, фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда (по 3 картинки на каждое обобщающее слово);
б) дополнить тематический ряд слов: морковь, помидор, лук…; яблоко, лимон, апельсин….; стол, диван, шкаф…; тарелка, кастрюля, чашка…;
в) назвать:
- как называют помещение, где читают, выдают и получают книги? (по описанию),
- кто косой, слабый, трусливый? (по признакам),
- что светит, сияет, греет? (по действиям);
г) назвать детенышей кошки, собаки, козы, лошади, курицы;
д) найти общее название:
- стол – мебель, а чашка – (это что?),
- сапоги – обувь, а шуба – (это что?),
- помидор – овощ, а яблоко – (это что?);
Для диагностики навыков называния признаков предметов были даны задания:
Это интересно
Создание условий для укрепления здоровья детей
Совершенствование педагогического процесса призвано не только решать задачи образования, но также обеспечить охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это тем более необходимо, что вследствие падения экономического благосостояний населения страны, несоответствия условий обучения и учебн ...
Выявление результативности гигиенического воспитания
младших школьников
Для выявления результативности Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в 2 «А» классе, в условиях естественного педагогического процесса на базе средней общеобразовательной школы №81 г. Караганды. В исследовании принимали участие 28 детей. Рассматривая состояние теории и практ ...
Здоровье – это главная ценность человеческой жизни
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лиш ...