pedagogyreview
Разное по педагогике » Коррекция нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта » Организация и методика изучения словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта

Организация и методика изучения словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта

Страница 3

а) посмотри на картинку и назови:

- морковь – сладкая, а редька…(какая?),

- трава – низкая, а дерево… (какое?);

б) подбери признаки к предметам:

- елка какая? (зеленая, пушистая, высокая, стройная),

- небо какое?

- лимон какой?;

Умение определять названия действий людей и животных определяли через задания:

а) скажи что делает: повар, почтальон, учитель;

б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка, кузнечик, щука, змея;

в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона, воробей, курица;

г) покажи картинку где: мальчик входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит;

Для диагностики умения называть времена года, их последовательности, признаков предлагались задания:

- покажи на картинке зиму, лето, осень, весну;

- как догадался, что на картинке зима, лето, осень, весна,

- разложи картинки по порядку;

Диагностируя знание слов с противоположным значением детям предлагались задания,

- скажи наоборот: большой – маленький, холодный, чистый, твердый, тупой, широкий, светлый, высокий, старший.

Диагностика умения детей подбирать слова – синонимы проводилась на основании заданий:

- скажи по другому: боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный;

Умение подбирать однокоренные слова изучали через выполнение детьми заданий:

- назови родственников слова лиса, лес, коза, земля, красить.

Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования активного словаря на каждого ребенка .

Сводные данные приведены в таблице 2.

Для качественного и количественного анализа лексической стороны речи детей с нарушением интеллекта мы использовали учебное пособие З.А. Репиной и др. «Поле речевых чудес». (70) В пособии подробно описаны особенности формирования семантического поля, показана структура его формирования, даны рекомендации по проведению диагностики детей, которые легли в основу нашего эксперимента. Используя материалы пособия, мы провели диагностику уровня владения смысловыми и несмысловыми связями. Проведенная работа способствовала определению количества ассоциатов в ответ на слова-стимулы у детей, включенных в эксперимент, уровня сформированности семантического поля по темам «Овощи, фрукты».

В ходе работы учащимся был предложен набор слов-стимулов в рамках тем «Овощи, фрукты», состоящих из 4 существительных (овощи, огурец, урожай, семена), 4 прилагательных (красный, спелая, дряблые, зрелое), 4 глагола (цветет, растут, полоть, выращиваю) и 1 наречия (высоко).

Инструкция:

«Будем играть в слова. Я назову слово, а ты на мое слово назовешь любые слова, которые придут тебе в голову».

Результаты проведенной работы оформлены в протокол обследования уровня владения смысловыми и несмысловыми связями по темам «Овощи, фрукты» (приложение 3).

Конкретизируя уровень сформированности семантического поля по теме «Овощи, фрукты» у каждого ученика, принимавшего участие в эксперименте, мы определили 4 слова-стимула (помидор, морковь, яблоко, лимон). Провели по ним диагностику, определяющую умение подбирать родственные слова, слова-действия, слова-признаки.

Задания:

Назови родственников слова морковь (морковка, морковочка, морковный), помидор, яблоко, лимон;

Скажи, что делает морковь (растет, хранится, лежит), помидор, яблоко, лимон;

Скажи, какая (какое?, какой?) морковь (большая, сладкая, оранжевая), помидор, яблоко, лимон.

Результаты диагностики каждого ребенка оформлены в протокол. (Приложение 4)

Сводные данные оформлены в таблице 3

Таблица 3

Сводные данные о количестве слов-реакций, воспроизведенных на предложенные слова-стимулы младших школьников с нарушением интеллекта

Слова – стимулы

Слова - реакции

Дима Б.

Алина Е.

Агнесса Т.

Наташа Ш.

Женя Н.

Слава С.

Никита С.

Саша Х.

Кристина Л.

Костя П.

Итог

Сущ

Прил

Глаг

Нар

Овощи

Огурец яблоко

-

Лук, зеленый

дыня, арбуз, картофель

Ем

Кушать

Морковка, капуста

Яблоко, лук

-

Картошка, помидор

11

1

2

Огурец

Зеленый

Салат

Огурчик

-

Ем

Резать

Морковь

Плохой

-

Зеленый вкусный

3

4

2

Урожай

-

-

-

Ведро

-

Урод

-

Много

2

1

Семена

Семен

-

Имя

В магазине

Семечки

Слава

-

Много

-

Садить

5

1

1

Красный

Красивый

Квадрат

Суп

Платье

Машина едет

Красивый

Мячик

Желтый

Резинка (для волос)

Помидор

7

3

Спелая

-

Спать

Успела

Груша

Успел

Стол

Морковь

-

-

Фрукты

4

3

Зрелые

Ягоды

Зреть

-

Смотреть

Смотреть

Глаза

Ягоды

Смотреть

-

Овощи

4

4

Дряблая

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Цветет

Цветок

Свет

Окно

Пахнет

Цветок

Цветок

Ромашка

Палкой

-

Цветы

8

1

Растут

Цветы

-

Дети

Травка

Дом

Цветы

Ягоды

Цветы

-

Цветы

8

Полоть

Там

-

Поле

В саду

-

-

-

-

-

В саду

3

1

Выращи

вают

-

-

-

Травка

Расту

-

-

Много

-

В саду

2

1

1

Высоко

Высокий

Высокий

-

Высокий

-

Высокий

-

Большой

Большой

Большой

7

Сущ

6

3

7

9

3

6

8

4

1

9

Всего

Прил

3

1

1

1

-

2

-

3

1

3

57

15

14

4

Глаг

-

2

1

1

6

2

-

1

-

1

Нареч

1

-

-

-

-

-

-

3

-

-

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников
Ученые, имеющие многолетнюю педагогическую практику в школе часто указывают на то, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной пробле ...

Сказка как жанр устного народного творчества
В науке о фольклоре был распространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: "Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разуме ...

План-конспект уроков
Урок № 1-2 Раздел программы: Культура дома Тема: Сервировка стола к ужину. Класс: 6 класс Время работы: 90 минут Цели урока: Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом. Развивающая: Развивать творческие способности при аранжиро ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru