а) посмотри на картинку и назови:
- морковь – сладкая, а редька…(какая?),
- трава – низкая, а дерево… (какое?);
б) подбери признаки к предметам:
- елка какая? (зеленая, пушистая, высокая, стройная),
- небо какое?
- лимон какой?;
Умение определять названия действий людей и животных определяли через задания:
а) скажи что делает: повар, почтальон, учитель;
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка, кузнечик, щука, змея;
в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона, воробей, курица;
г) покажи картинку где: мальчик входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит;
Для диагностики умения называть времена года, их последовательности, признаков предлагались задания:
- покажи на картинке зиму, лето, осень, весну;
- как догадался, что на картинке зима, лето, осень, весна,
- разложи картинки по порядку;
Диагностируя знание слов с противоположным значением детям предлагались задания,
- скажи наоборот: большой – маленький, холодный, чистый, твердый, тупой, широкий, светлый, высокий, старший.
Диагностика умения детей подбирать слова – синонимы проводилась на основании заданий:
- скажи по другому: боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный;
Умение подбирать однокоренные слова изучали через выполнение детьми заданий:
- назови родственников слова лиса, лес, коза, земля, красить.
Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования активного словаря на каждого ребенка .
Сводные данные приведены в таблице 2.
Для качественного и количественного анализа лексической стороны речи детей с нарушением интеллекта мы использовали учебное пособие З.А. Репиной и др. «Поле речевых чудес». (70) В пособии подробно описаны особенности формирования семантического поля, показана структура его формирования, даны рекомендации по проведению диагностики детей, которые легли в основу нашего эксперимента. Используя материалы пособия, мы провели диагностику уровня владения смысловыми и несмысловыми связями. Проведенная работа способствовала определению количества ассоциатов в ответ на слова-стимулы у детей, включенных в эксперимент, уровня сформированности семантического поля по темам «Овощи, фрукты».
В ходе работы учащимся был предложен набор слов-стимулов в рамках тем «Овощи, фрукты», состоящих из 4 существительных (овощи, огурец, урожай, семена), 4 прилагательных (красный, спелая, дряблые, зрелое), 4 глагола (цветет, растут, полоть, выращиваю) и 1 наречия (высоко).
Инструкция:
«Будем играть в слова. Я назову слово, а ты на мое слово назовешь любые слова, которые придут тебе в голову».
Результаты проведенной работы оформлены в протокол обследования уровня владения смысловыми и несмысловыми связями по темам «Овощи, фрукты» (приложение 3).
Конкретизируя уровень сформированности семантического поля по теме «Овощи, фрукты» у каждого ученика, принимавшего участие в эксперименте, мы определили 4 слова-стимула (помидор, морковь, яблоко, лимон). Провели по ним диагностику, определяющую умение подбирать родственные слова, слова-действия, слова-признаки.
Задания:
Назови родственников слова морковь (морковка, морковочка, морковный), помидор, яблоко, лимон;
Скажи, что делает морковь (растет, хранится, лежит), помидор, яблоко, лимон;
Скажи, какая (какое?, какой?) морковь (большая, сладкая, оранжевая), помидор, яблоко, лимон.
Результаты диагностики каждого ребенка оформлены в протокол. (Приложение 4)
Сводные данные оформлены в таблице 3
Таблица 3
Сводные данные о количестве слов-реакций, воспроизведенных на предложенные слова-стимулы младших школьников с нарушением интеллекта
Слова – стимулы |
Слова - реакции | |||||||||||||
Дима Б. |
Алина Е. |
Агнесса Т. |
Наташа Ш. |
Женя Н. |
Слава С. |
Никита С. |
Саша Х. |
Кристина Л. |
Костя П. |
Итог | ||||
Сущ |
Прил |
Глаг |
Нар | |||||||||||
Овощи |
Огурец яблоко |
- |
Лук, зеленый |
дыня, арбуз, картофель |
Ем |
Кушать |
Морковка, капуста |
Яблоко, лук |
- |
Картошка, помидор |
11 |
1 |
2 | |
Огурец |
Зеленый |
Салат |
Огурчик |
- |
Ем |
Резать |
Морковь |
Плохой |
- |
Зеленый вкусный |
3 |
4 |
2 | |
Урожай |
- |
- |
- |
Ведро |
- |
Урод |
- |
Много |
2 |
1 | ||||
Семена |
Семен |
- |
Имя |
В магазине |
Семечки |
Слава |
- |
Много |
- |
Садить |
5 |
1 |
1 | |
Красный |
Красивый |
Квадрат |
Суп |
Платье |
Машина едет |
Красивый |
Мячик |
Желтый |
Резинка (для волос) |
Помидор |
7 |
3 | ||
Спелая |
- |
Спать |
Успела |
Груша |
Успел |
Стол |
Морковь |
- |
- |
Фрукты |
4 |
3 | ||
Зрелые |
Ягоды |
Зреть |
- |
Смотреть |
Смотреть |
Глаза |
Ягоды |
Смотреть |
- |
Овощи |
4 |
4 | ||
Дряблая |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||||
Цветет |
Цветок |
Свет |
Окно |
Пахнет |
Цветок |
Цветок |
Ромашка |
Палкой |
- |
Цветы |
8 |
1 | ||
Растут |
Цветы |
- |
Дети |
Травка |
Дом |
Цветы |
Ягоды |
Цветы |
- |
Цветы |
8 | |||
Полоть |
Там |
- |
Поле |
В саду |
- |
- |
- |
- |
- |
В саду |
3 |
1 | ||
Выращи вают |
- |
- |
- |
Травка |
Расту |
- |
- |
Много |
- |
В саду |
2 |
1 |
1 | |
Высоко |
Высокий |
Высокий |
- |
Высокий |
- |
Высокий |
- |
Большой |
Большой |
Большой |
7 | |||
Сущ |
6 |
3 |
7 |
9 |
3 |
6 |
8 |
4 |
1 |
9 |
Всего | |||
Прил |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
2 |
- |
3 |
1 |
3 |
57 |
15 |
14 |
4 |
Глаг |
- |
2 |
1 |
1 |
6 |
2 |
- |
1 |
- |
1 | ||||
Нареч |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
Это интересно
Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема
Известно, что при подходе к индивидуальным различиям по способностям очень важно учитывать возможности человеческие вообще. Как отмечал Рубинштейн, при отрыве от этой "почвы" выдающиеся способности отдельных людей неизбежно мистифицируется и путь для их изучения обрывается. Быстрые темпы ...
Использование игры на уроках иностранного языка
Психолого-педагогическая характеристика испытуемых Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе Лингвистической гимназии №13, Нижегородского района, работа проводилась по предмету - иностранный язык в 5 «А» классе у учителя Крючковой Виктории Игоревны, которая имеет первую категорию и стаж р ...
Методические указания по проведению занятий по курсу
На каждом из уроков необходимо реализовать основную цель изучения темы урока. Изложение теоретического материала должно быть доступным, внимание должно концентрироваться на главном, существенном. Темп изучения материала должен соответствовать темпу восприятия материала учащимися класса. Постоянный ...