а) посмотри на картинку и назови:
- морковь – сладкая, а редька…(какая?),
- трава – низкая, а дерево… (какое?);
б) подбери признаки к предметам:
- елка какая? (зеленая, пушистая, высокая, стройная),
- небо какое?
- лимон какой?;
Умение определять названия действий людей и животных определяли через задания:
а) скажи что делает: повар, почтальон, учитель;
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка, кузнечик, щука, змея;
в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона, воробей, курица;
г) покажи картинку где: мальчик входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит;
Для диагностики умения называть времена года, их последовательности, признаков предлагались задания:
- покажи на картинке зиму, лето, осень, весну;
- как догадался, что на картинке зима, лето, осень, весна,
- разложи картинки по порядку;
Диагностируя знание слов с противоположным значением детям предлагались задания,
- скажи наоборот: большой – маленький, холодный, чистый, твердый, тупой, широкий, светлый, высокий, старший.
Диагностика умения детей подбирать слова – синонимы проводилась на основании заданий:
- скажи по другому: боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный;
Умение подбирать однокоренные слова изучали через выполнение детьми заданий:
- назови родственников слова лиса, лес, коза, земля, красить.
Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования активного словаря на каждого ребенка .
Сводные данные приведены в таблице 2.
Для качественного и количественного анализа лексической стороны речи детей с нарушением интеллекта мы использовали учебное пособие З.А. Репиной и др. «Поле речевых чудес». (70) В пособии подробно описаны особенности формирования семантического поля, показана структура его формирования, даны рекомендации по проведению диагностики детей, которые легли в основу нашего эксперимента. Используя материалы пособия, мы провели диагностику уровня владения смысловыми и несмысловыми связями. Проведенная работа способствовала определению количества ассоциатов в ответ на слова-стимулы у детей, включенных в эксперимент, уровня сформированности семантического поля по темам «Овощи, фрукты».
В ходе работы учащимся был предложен набор слов-стимулов в рамках тем «Овощи, фрукты», состоящих из 4 существительных (овощи, огурец, урожай, семена), 4 прилагательных (красный, спелая, дряблые, зрелое), 4 глагола (цветет, растут, полоть, выращиваю) и 1 наречия (высоко).
Инструкция:
«Будем играть в слова. Я назову слово, а ты на мое слово назовешь любые слова, которые придут тебе в голову».
Результаты проведенной работы оформлены в протокол обследования уровня владения смысловыми и несмысловыми связями по темам «Овощи, фрукты» (приложение 3).
Конкретизируя уровень сформированности семантического поля по теме «Овощи, фрукты» у каждого ученика, принимавшего участие в эксперименте, мы определили 4 слова-стимула (помидор, морковь, яблоко, лимон). Провели по ним диагностику, определяющую умение подбирать родственные слова, слова-действия, слова-признаки.
Задания:
Назови родственников слова морковь (морковка, морковочка, морковный), помидор, яблоко, лимон;
Скажи, что делает морковь (растет, хранится, лежит), помидор, яблоко, лимон;
Скажи, какая (какое?, какой?) морковь (большая, сладкая, оранжевая), помидор, яблоко, лимон.
Результаты диагностики каждого ребенка оформлены в протокол. (Приложение 4)
Сводные данные оформлены в таблице 3
Таблица 3
Сводные данные о количестве слов-реакций, воспроизведенных на предложенные слова-стимулы младших школьников с нарушением интеллекта
Слова – стимулы |
Слова - реакции | |||||||||||||
Дима Б. |
Алина Е. |
Агнесса Т. |
Наташа Ш. |
Женя Н. |
Слава С. |
Никита С. |
Саша Х. |
Кристина Л. |
Костя П. |
Итог | ||||
Сущ |
Прил |
Глаг |
Нар | |||||||||||
Овощи |
Огурец яблоко |
- |
Лук, зеленый |
дыня, арбуз, картофель |
Ем |
Кушать |
Морковка, капуста |
Яблоко, лук |
- |
Картошка, помидор |
11 |
1 |
2 | |
Огурец |
Зеленый |
Салат |
Огурчик |
- |
Ем |
Резать |
Морковь |
Плохой |
- |
Зеленый вкусный |
3 |
4 |
2 | |
Урожай |
- |
- |
- |
Ведро |
- |
Урод |
- |
Много |
2 |
1 | ||||
Семена |
Семен |
- |
Имя |
В магазине |
Семечки |
Слава |
- |
Много |
- |
Садить |
5 |
1 |
1 | |
Красный |
Красивый |
Квадрат |
Суп |
Платье |
Машина едет |
Красивый |
Мячик |
Желтый |
Резинка (для волос) |
Помидор |
7 |
3 | ||
Спелая |
- |
Спать |
Успела |
Груша |
Успел |
Стол |
Морковь |
- |
- |
Фрукты |
4 |
3 | ||
Зрелые |
Ягоды |
Зреть |
- |
Смотреть |
Смотреть |
Глаза |
Ягоды |
Смотреть |
- |
Овощи |
4 |
4 | ||
Дряблая |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | ||||
Цветет |
Цветок |
Свет |
Окно |
Пахнет |
Цветок |
Цветок |
Ромашка |
Палкой |
- |
Цветы |
8 |
1 | ||
Растут |
Цветы |
- |
Дети |
Травка |
Дом |
Цветы |
Ягоды |
Цветы |
- |
Цветы |
8 | |||
Полоть |
Там |
- |
Поле |
В саду |
- |
- |
- |
- |
- |
В саду |
3 |
1 | ||
Выращи вают |
- |
- |
- |
Травка |
Расту |
- |
- |
Много |
- |
В саду |
2 |
1 |
1 | |
Высоко |
Высокий |
Высокий |
- |
Высокий |
- |
Высокий |
- |
Большой |
Большой |
Большой |
7 | |||
Сущ |
6 |
3 |
7 |
9 |
3 |
6 |
8 |
4 |
1 |
9 |
Всего | |||
Прил |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
2 |
- |
3 |
1 |
3 |
57 |
15 |
14 |
4 |
Глаг |
- |
2 |
1 |
1 |
6 |
2 |
- |
1 |
- |
1 | ||||
Нареч |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
Это интересно
Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза
в процессе преодоления дисграфии у младших школьников
Ученые, имеющие многолетнюю педагогическую практику в школе часто указывают на то, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной пробле ...
Сказка как жанр устного народного творчества
В науке о фольклоре был распространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: "Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разуме ...
План-конспект уроков
Урок № 1-2 Раздел программы: Культура дома Тема: Сервировка стола к ужину. Класс: 6 класс Время работы: 90 минут Цели урока: Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом. Развивающая: Развивать творческие способности при аранжиро ...