После проведения методики нами были подсчитаны результаты. Подсчитывалось количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все 5 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определялось количество ошибок, допущенных испытуемыми в процессе работы на каждой минуте, с первой по пятую, и в целом за все пять минут. Полученные данные вносились в формулу, по которой определялся общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания : продуктивности и устойчивости. (Эта формула была приведена в предыдущей методике).
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определились по проведенной выше формуле 6 показателей, 1- для всего времени работы над методикой(5 минут), а остальные- для каждого минутного интервала соответвтвенно переменная T в методике будет принимать значение 300 (для пяти минут) и 60(для одной минуты).
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания строится график. На основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводились (каждый в отдельности) в баллы по 10-бальной системе следующим образом :
10-продуктивность внимания очень высокая, устойчивость очень высокая,
8-9-продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая;
4-7-продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания- средняя;
2-3 продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания- низкая;
продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания- очень низкая;
Таким образом, благодаря этой методике, мы смогли выявить сразу два показателя : продуктивность и устойчивость внимания.
Затем мы использовали методики для выяснения степени проявления различных видов тревожности.
Данная методика была использована нами с целью выяснения степени проявления явной тревожности. Выбрана она была нами ввиду особенностей ее проведения: методика может быть использована в группе. Также следует отметить, что данная методика содержит шкалу «социальной желательности» , критический показатель которого равен девяти. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.
Методика предъявляется ребенку на индивидуальном бланке.(Приложение ) В ходе данной процедуры испытуемым задаются вопросы о внутреннем состоянии ребенка в той или иной ситуации. Испытуемым может быть выбран лишь один вариант ответа (верно, неверно).
После проведения методики нами были подсчитаны результаты. Вначале подсчитывались баллы по шкале социальной желательности. Затем подсчитываются баллы по субшкале тревожности. После подсчета «сырых» баллов, они переводятся в шкальные.(Для этого данные каждого испытуемого сопоставлялись с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола).
Таким образом, благодаря этой методике мы смогли выявить степень проявления явной тревожности испытуемых.
Данная методика была разработана в 1980- 1983 годах для определения тревожности, связанной со школьными ситуациями (школьная), с ситуациями общения (межличностная) и с отношением к себе (самооценочная).
Данная методика относится к числу бланковых, что позволило нам провести ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, и содержание методики.(Приложение) Данная методика содержит ситуации, обстоятельства, с которыми ребенок встречается в жизни После того, как учитель дает необходимую инструкцию, дети могут приступать к работе. Им следовало внимательно прочитать каждое предложение, представить себя в данной ситуации и обвести кружком одну из цифр справа-0,1,2,3,4- в зависимости от того, насколько данная ситуация неприятна для ребенка, может вызвать беспокойство, опасение, страх. (Обозначение каждой из цифр указано вверху страницы).
Подсчет результатов проводился по каждому из пунктов шкалы и оценивался в баллах. Данная первичная оценка переводилась в баллы, соответственно каждой из полученных шкал, то есть данные каждого испытуемого сопоставлялись с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола по каждой шкале.
Благодаря возможностям данной методики для каждого ребенка фиксировались следующие показатели:
уровень школьной тревожности;
уровень самооценочной тревожности;
уровень межличностной тревожности;
Это интересно
Сущность экологического воспитания младших школьников
Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, н ...
Особенности лексического запаса младших школьников с нарушением интеллекта
Специфика речевого развития детей с нарушением интеллекта определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У детей с нарушением интеллекта отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие реч ...
Определение одаренности детей
Определение Рензулли Рензулли предложил альтернативное определение, основанное на свойствах, отмеченных в одаренных взрослых. В соответствии с этим определением, одаренность является результатом сочетания трех характеристик интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого под ...