С.Л.Рубинштейн среди непроизвольного выделяет вынужденное, невольное, привычное. Он говорил, что как разновидности непроизвольного внимания, их объединяет то, что побудительные причины лежат вне сознания человека.
Непреднамеренное особенностями внимание характеризуется следующими особенностями : человек предварительно не готовиться к восприятию объекта или действию; интенсивность непреднамеренного внимания обусловливается особенностями раздражителей; непродолжительно по времени (внимание длится до тех пор, пока действует соответствующие раздражители, и, если его не закрепить, прекращается по окончании их действия). Эти особенности непреднамеренного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности.
Отличительная особенность непроизвольного внимания заключается в том, что оно возникает в силу особых свойств самого объекта для индивидуума. Отсюда определение: непроuзвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.
Немов называет произвольное внимание активным или волевым. Слово “активное” указывает, что инициатива в формировании произвольного внимания принадлежит субъекту, а слово “волевое” показывает способ его формирования - за счет усилий воли человека. Он определяет произвольное внимание как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, независимое от свойств самого объекта: его привлекательности, внешних и внутренних свойств, интереса к нему наблюдателя. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. По его мнению, в зависимости от характера условий и от системы деятельности,в которую включены акты произвольного внимания, можно выделить следующие его разновидности:
1. Процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание он называет собственно проuзвольным.
Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между разными мотивами. Борьба с самим собой - суть любых процессов волевого внимания.
2. Волевой характер выжидательного внимания особенно проявляется в ситуациях решения так называемых задач на бдительность.
3. Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в создании спонтанного внимания. Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием его роднит активность целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия, эмоционального сопровождения.
Психолог Овчарова Р.В. полагает, что основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. И называет его характеристики: целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности; организованный характер деятельности - человек готовится быть внимательным к тому или иному предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы; устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.
Это интересно
Кадровая политика ДОУ
Концепция дошкольного воспитания раскрывает гуманизацию целей и принципов работы с детьми, характеризуя учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную модели общения педагога с ребенком, особенности воспитания и обучения дошкольников на современном этапе. Огромная роль при этом принадлежит лично ...
Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от дос ...
Количественный и качественный
анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Исследование связной речи проходило па основе программного речевого материала с использованием иллюстраций и позволило нам выявить следующее (см. Таблицу 3). Таблица 3.Особенности связной речи слабослышащих учащихся № Задание Процент успешности 1. Рассказ по серии сюжетных картинок составлен 12,5% ...