Похвала для младшего школьника так же важна, как для дошкольника. Есть дети с низкой самооценкой, которых практически невозможно «захвалить», похвала всего лишь стимулирует их работу. При общении с детьми, имеющими очень высокую самооценку, это средство нужно использовать осторожно, не «подпитывая» их самомнение.
Награда – самый сложный вариант. Используя в семье такие награды за успехи в учебе, как поездка в зоопарк или цирк, торжественное чаепитие со специально испеченным пирогом, родители подчеркивают значимость для них учебных дел сына или дочери, проводят время и переживают радость вместе с ребенком. Дорогой подарок и, особенно, деньги включают обе стороны – и родителей, и ребенка – в совсем другую ситуацию. В последнее время плата за высокие учебные результаты, иногда и за помощь по дому, оказалась довольно распространенным явлением. Родители в этом случае должны помнить, что их ребенок, с 7-ми лет делающий что-то полезное за деньги, будет строить с ними отношения на денежной основе и дальше. Кроме того, введение такой награды ослабляет познавательную мотивацию: ребенок начинает учиться ради денег, не получая удовольствия от процесса учебной деятельности.
К социальным мотивам учения относится и престижная мотивация. Это желание быть первым, лучшим, выделиться на фоне остальных детей. Престижная мотивация – действенный мотив, побуждающий ученика много заниматься и достигать высоких результатов. Но здесь есть и существенные «минусы». Она связана с отрицательными эмоциями: ребенок болезненно реагирует на «четверки» и отсутствие потока похвал со стороны учителя, «пятерка» одноклассника его тоже расстраивает. Дети с престижной мотивацией соперничают с такими же способными и успешными школьниками. Стремясь получить свои «пятерки», они идут проторенным надежным путем, не ищут оригинальных решений и не реализуют полностью свой творческий потенциал.
Наконец, учебную деятельность побуждает мотивация достижения успеха – ориентация на получение качественного результата (независимо от его внешней оценки) – и мотивация избегания неудачи. Первый мотив полезен, благодаря ему ребенок стремится довести дело до конца, выполнять не только интересную, но и скучную, рутинную работу, необходимую для выполнения задания. Ученик удовлетворен, даже горд собой, когда, преодолев трудности, достигает нужного результата. А мотивация избегания неудачи связана с отрицательными эмоциями. Особенно она характерна для неуспевающих детей, боящихся получить очередную «двойку», того, что учитель и родители будут его ругать, дома не пустят гулять, не разрешат смотреть телевизор и т.д.
Развитие учебной мотивации – важная и трудная задача для взрослых, воспитывающих младшего школьника. Обычно она становится первостепенной в их глазах. Но у ребенка формируются и другие мотивы, не связанные с учением, желания, соответствующие принимаемым им ценностям. Современные дети ценят здоровье, силу и красоту, реже – интеллектуальные способности, в последнее время особенно часто стремятся к большому материальному достатку. «Хочу много знать» звучит реже, чем «хочу быть богатым».
Самооценка детей в этом возрасте становится более адекватной, чем была раньше, соответствующей реальным успехам и оценкам значимых взрослых. Она зависит от школьной успеваемости - выше у отличников и ниже у слабоуспевающих учеников. Правда, в последнее десятилетие различия несколько сглаживаются в связи со снижением ценности образования в обществе. А оценка своего будущего детьми с разной успеваемостью обычно одинаково оптимистична. Почти все они ожидают того, что будут иметь обеспеченную жизнь, хорошую семью и удовлетворяющую их профессию.
Младший школьный возраст – время развития произвольности. Дошкольник не мог заниматься тем, что ему было неинтересно. Младший школьник уже может и должен делать то, что не хочется, но надо. Если на этом этапе не появится способность преодолевать свои побуждения, отвлекающие от цели, способность к волевым усилиям, в следующем, подростковом возрасте начнутся большие проблемы.
Это интересно
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе
логопедической группы
Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение ло ...
Метод проектов - перспективная образовательная
технология в сельской школе
Процесс образования в сельской школе отличается рядом особенностей. Первой особенностью является то, что в сельских школах - низкая наполняемость классов, количество учеников может составлять в среднем от двух до двенадцати человек. Другой особенностью, кроме малой наполняемости классов, стала рабо ...
Контроль
навыков письма
Объект контроля – степень сформированности коммуникативных навыков и умений, необходимых для выражения полученной информации в письменной форме, передачи субъективной информации. Показатели степени сформированности умений и навыков письма: 1) успешность осуществления письменного общения; 2) качеств ...