Исследование лексической стороны речи предполагает выявление состояния различных лексических значений слов т. е. денотативного, сигнификативного, структурного аспекта. При разработке данной методики были использованы некоторые приемы и методы описанные И.А. Смирновой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Г.А. Волковой.
Методика состоит из 5 заданий, задачами которых являются:
Выявление состояния денотативного аспекта лексических значений (понимания качественных прилагательных).
Исследование объема активного и пассивного словаря прилагательных.
Выявление состояния синтагматических связей
(составление словосочетаний существительное + прилагательное)
5 Выявление состояния парадигматических связей ( подбор антонимов и синонимов к качественным прилагательным)
Исследование лексических операций.
1. Исследование объема активного словаря.
Цель: исследовать объем активного словаря.
Материал исследования: предметные картинки, слова.
Процедура и инструкция: Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду показывать картинку, а ты постарайся правильно назвать ее».задается вопрос «Это какой?». Предлагается показать среди названных картинок ту, которая подходит к данному определению.
2. Исследование объема пассивного словаря.
Цель : выявить состояние денотативного аспекта лексических значений прилагательных ,исследовать объем пассивного словаря.
Материал исследования: предметные картинки и слова.
Процедура и инструкция: Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Предлагается показать среди названных картинок ту, которая подходит к данному определению.
Предъявляются следующие слова:
Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, голубой, желтый, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый.
Вкусовые ощущения: вкусный, кислый, сладкий, горький
Температура: горячий, холодный.
Вес: тяжелый, легкий.
Сила: слабый, сильный.
Величина: большой, средний, маленький.
Высота: высокий, низкий.
Толщина: толстый, тонкий.
Длина: длинный, короткий.
Ширина: широкий, узкий.
Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.
Тактильные ощущения : гладкий, колючий, пушистый.
Оценка выполненного задания: подсчитывается количество неправильных ответов.
3. Группировка слов.
Цель: исследовать процессы группировки прилагательных по семантическим признакам
Материал исследования: семантически далекие и семантически близкие слова.
Процедура и инструкция: детям предлагается назвать лишнее слово в серии из трех слов» Я буду называть тебе 3 слова, а ты скажи какое слово из них лишнее»
1) семантически далекие: - большой, желтый, маленький;
-хороший, деревянный, плохой;
-высокий, красный, низкий.
2) семантически близкие: - высокий, большой, низкий;
-Большой, низкий, маленький;
Тяжелый, длинный, легкий.
4. Подбор антонимов к прилагательным
Цель: исследование умения подбирать антонимы к прилагательным.
Это интересно
Система творческих заданий как средство развития творческих способностей
младших школьников
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания - задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда ...
Психологические методы усвоения знаний, лежащие в
основе обучающих программ
При разработке сценариев учебной работы целесообразно учитывать психологические закономерности усвоения знаний, установленные в педагогической психологии и позволяющие повысить эффективность процесса обучения. Рассмотрим некоторые наиболее известные и "технологичные" теории усвоения. Бихе ...
Культура общения в процессе ссоры дошкольников
Аня (5 лет) не пошла в детский сад. Она осталась дома со своей любимой мамой. Она так ждала этого дня, ей так хотелось побыть дома, а вот теперь ей почему-то скучно. Она ходит по комнатам, перекладывает игрушки с одного места на другое, смотрит в окно и не знает, чем заняться. Мама уже почитала ей ...