Исследования А.П.Усовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко и др. показывают, что специфика дидактической игры, как обучающей, заключена в её структуре, содержащей наряду с игровыми, учебные задачи. Установлено, что " любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры ведёт её к разрушению - превращает в систему упражнений".
В последнее время поиски учёных (Е.О.Смирнова, О.М.Дьяченко, З.М.Богуславская, Н.Е.Веракса и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры не традиционно-дидактическими, а развивающими. Одним из авторов целой серии развивающих игр является В.В.Воскобович. Его игры способствуют развитию интеллекта ребёнка с учётом проявления творчества.
Хрупкость дидактической игры, которая превращается в упражнения под натиском необходимости решения учебных задач, направленность главным образом на закрепление имеющихся у детей знаний, а не на сообщение им новых, побуждают расширить поиск связей обучения с игрой, в частности с сюжетно-ролевой, как основным видом игры дошкольного возраста. Такой поиск ведётся разными исследователями. Развитие этой идеи имеется в исследованиях А.А.Смоленцевой. Ею разработано пособие, в котором автор показывает роль сюжетно-дидактической игры, помогающей старшим дошкольникам овладеть элементарными математическими знаниями и умениями, развить новые познавательные мотивы. Разработка серии сюжетно-дидактических игр велась на основе современных педагогических и психологических исследований. Все игры и их варианты были апробированы на практике в дошкольных учреждениях. Дальнейшие исследования показал эффективность сюжетно-дидактических игр для практического применения знаний по разделам элементарных математических представлений.
Это интересно
Контроль
навыков аудирования
Объект данного контроля – степень сформированности коммуникативных навыков и умений, необходимых для понимания воспринимаемой на слух иностранной речи. В методике различают несколько видов понимания, которые отличаются глубиной, полнотой и точностью: Уровень фрагментарного понимания: понимание запр ...
Воспитательный и обучающий потенциал игры
Воспитывающий потенциал игры всегда зависит: 1. От содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; 2. От того, каким героям подражают дети; 3. Он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, сог ...
Как дети учат друг друга разговаривать
Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Наблюдения за общением детей со взрослыми и друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, разв ...