По определению места игры в образовательном процессе дидактическая игра М.Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: "игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияния на развитие ребёнка". Для обучающих игр - занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Их широкое применение достаточно быстро дало поразительные результаты. Непрерывно экспериментируя не над детьми, а только над материалами, она, всё более и более совершенствовала их. Монтессори – материал - важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Продолжая линию И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля, М.Монтессори создала дидактические материалы, которые, будучи важнейшей частью "педагогической среды", становились органичной частью жизнедеятельности ребёнка. Монтессори - материалы, привлекательные и простые в применении, соответствовали возрастным особенностям ребёнка. Они позволили М.Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им "клавишными досками", "числовыми станками", "рамками с застёжками", фигурами – вкладышами и т.п. Эти материалы были устроены таким образом, что ребёнок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Взрослым не нужно было указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемлялось. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети вступали в мир человеческой культуры, воспринимали опыт предшествующих поколений.
Огромное воспитательно-образовательное значение придавал играм детей К.Д.Ушинский. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Также Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры. Теория детской игры, разработанная К.Д.Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику.
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, трудом. Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю. Дидактический материал Тихеева считала одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребёнка, однако предупреждала: материал этот должен соответствовать основным запросам и интересам детей.
Обучающие задачи в предлагаемых Е.И.Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребёнка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие внимания, памяти, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр. Содержанием дидактической игры стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И.Тихеева разработала дидактические материалы, настольно- печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта ( посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.
Таким образом, подобранный Тихеевой в определённой системе дидактический материал, и разработанная ею методика его использования в своё время явились ценным вкладом в русскую дошкольную педагогику.
Идеи включения игры в процесс обучения после работ Е.И.Тихеевой продолжили Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая и др. Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых - обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений. Исследователями Е.И.Удальцовой, Ф.Н.Блехер, А.И.Сорокиной, А.П.Усовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть и формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.
Это интересно
Компьютерный контроль знаний в среде Academia XXI
Очевидно, что качество конкретной компьютерной контролирующей программы определяется тем, какие выбраны методические программные решения следующих вопросов: 1) как организованы компьютерный банк контрольных заданий, его пополнение и адаптация, а также комплектация самих контрольных вариантов 2) как ...
Эмпирическое исследование организации логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении
Эмпирическое исследование проводилось в логопедической группе «АБВГДейка» МДОУ д/с № 66 «Теремок» г. Таганрога Ростовской области. В соответствии с нормативно-правовой базой в указанной группе работают учитель-логопед и два воспитателя, а также помощник воспитателя. В детском саду есть педагог-псих ...
Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональ ...