pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика увеличения словарного запаса на среднем этапе обучения » Принципы обучения лексической догадке

Принципы обучения лексической догадке

Страница 4

- адекватность упражнений формируемым действиям;

- поэтапность формирования лексических действий ;

- учет взаимодействия упражнений по формированию разных сторон речи;

- учет взаимодействия устно-речевых форм отработки лексики с развитием техники чтения и письма и взаимосвязи видов речевой деятельности.

Реализация названных принципов происходит на основе широкого использования потребностно-мотивационной сферы обучаемого. При этом учитываются: а) рациональная организация лексического материала; б) его типологические особенности; в) широкий спектр решаемых коммуникативных задач; г) особенности ступени обучения лексике; д) рациональное соотношение видов речевой деятельности, использующихся как средство запоминания, тренировки и применения лексики.

В связи с распространением в последнее время коммуникативно-когнитивного подхода в методической науке происходит некоторое уточнение обсуждаемых принципов. Наблюдается обоснование новых принципов, связанных с целевыми установками коммуникативно-когнитивного подхода. Формулирование новых принципов обучения лексике основывается на данных, накопленных в бурно развивающихся отраслях научного знания в современных условиях, например, когнитологии, когнитивной психологии, педагогической психологии, психолингвистике. Обоснование новых принципов обучения лексике во многом обязано когнитивной лингвистике.

Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез считают, что на современном этапе развития методической науки обучение лексике «должно строиться на принципах взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и когнитивного развития учащихся». Эту установку целесообразно реализовать в обучении лексике в практике преподавания языка в средней школе.

В рамках исследований по проблемам обучения лексике в опоре на идеи коммуникативно-когнитивного подхода было сформулировано дополнительно несколько принципов обучения этой стороне речи:

Принцип системообразующей роли лексики в обучении иностранным языкам.

Принцип лексического опережения в языковом образовании обучаемых.

Принцип соответствия когнитивных моделей познавательной деятельности обучаемых целям и задачам обучения лексическому аспекту в целом.

Принцип верификации ментальных компонентов в содержании обучения лексике и их соответствие истинному положению дел.

Введение принципа системообразующей роли лексики в обучении иностранным языкам объясняется важностью и значимостью самого аспекта. Иноязычное слово является носителем разного рода информации. Разные виды информации в структуре иноязычного слова обозначаются в лингвистике как «семантический комплекс слова». В семантический комплекс входят: а) собственно лингвистическая информация; б) информация об элементах культуры народа изучаемого языка в структуре слова; в) энциклопедическая информация.

Системообразующая роль иноязычного слова проявляется, во-первых, в обеспечении минимального контакта между говорящими, в совершении простейшего акта коммуникации. Во-вторых, любое иноязычное является «зародышем» будущего высказывания, слово может задавать тему будущего высказывания. В-третьих, слово может выступать в роли регулятора ассоциативно-вербальных сетей, активизирующих сознание говорящего и слушающего. Оно вызывает из семантической памяти слова и грамматические структуры, необходимые для осуществления речевого замысла, для решения поставленной коммуникативной задачи. В-четвертых, слово принимает активное участие в процессах мышления. В-пятых, любое иноязычное слово с помощью внутреннего содержания активно участвует в процессах развития языкового сознания обучаемого. В-шестых, слово является важным и действенным средством социализации. Через слово происходит: а) формирование информационной базы человека; б) овладение опытом предшествующих поколений; в) становление человека (индивида) как члена определенного социума.

В качестве второго принципа обучения лексической стороне речи выдвигается принцип лексического опережения в языковом (лингвистическом) образовании. Этот принцип предусматривает первоочередное усвоение лексического материала. Затем проводится работа над другими аспектами языка- фонетикой, грамматикой. Первоочередная работа над лексикой проводится с учетом следующих двух соображений: а) слово всегда обращено к разным уровням языка, оно оказывает влияние на другие его единицы; б) лексическая единица является исходным материалом для функционирования фонетических и грамматических навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно

Проблема патриотизма современной молодёжи России. Отличительные особенности современного периода
Начиная с 80-х годов, в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к середине 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общ ...

Проверка эффективности использования активных форм обучения с целью развития познавательных интересов учащихся
Исследование уровня познавательного интереса учащихся 8-х классов, чему посвящен предыдущий параграф, позволило сделать вывод о более слабом уровне познавательного развития интереса в классе 8/1. В результате для организации наблюдений и проведения экспериментальной работы был выделен экспериментал ...

Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога в процессе выполнения творческих заданий
Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выпол ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru