pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика увеличения словарного запаса на среднем этапе обучения » Принципы обучения лексической догадке

Принципы обучения лексической догадке

Страница 3

- осознанно имитировать звуковой образ иноязычного слова;

- быстро находить слова в ментальном лексиконе;

- реконструировать ментальный (когнитивный) образ слова в естественную языковую форму;

- прогнозировать последующее слово с учетом правил лексической и грамматической валентности;

- ассоциировать словесные пары и целые тематические ряды при порождении высказывания;

- владеть разными аспектами лексической стратегии;

- использовать персональный стиль при усвоении лексического материала;

- выделять в текстах смысловые вехи и организовывать вокруг них единицы лексического уровня;

- выражать одну и ту же мысль разными лексическими средствами (лексическая гибкость);

-догадываться о значении неизвестных слов по их составляющим;

- добиваться выразительности речи путём подбора специальных лексических единиц;

- решать проблему нехватки лексических единиц разными путями;

- осуществлять лексическую самокоррекцию.

Обучению лексической стороне иноязычной речи во все времена уделялось особое внимание. Это связано с тем, что лексика как аспект языка лежит в основе обучения другим сторонам и видам речевой деятельности.

Для успешного формирования и расширения словарного запаса необходимо соблюдать принципы обучения иноязычной лексике, которые обобщают и формулируют основные закономерности процесса обучения этому аспекту языка. Всего было предложено семь принципов:

Принцип рационального ограничения словарного минимума учащихся средней школы, который включает наиболее употребительные слова, устойчивые словосочетания и речевые клише;

Принцип направленного предъявления лексических единиц в учебном процессе: все изучаемые лексические единицы должны приобретать при введении и объяснении, тренировке и практике учебно-оперативный характер, т.е. учащиеся должны производить с ними действия, наилучшим образом закрепляющие лексические единицы. Это достигается правильным показом лексической единицы, демонстрацией ее взаимодействия с другими лексическими единицами в составе предложения на основе замен, подстановок, сочетаний;

Принцип учета языковых свойств лексических единиц: графико- акустическое оформление каждой группы единиц, их семантика, структура и сочетаемость;

Принцип учета дидактико- психологических особенностей обучения: каждая лексическая единица на всех ступенях обучения получает постепенное, последовательное и расширяющееся раскрытие своих особенностей в условиях системной и интенсивной тренировки и речевой практики;

Принцип комплексного решения основных дидактико-методических задач: решаются задачи формирования реального словаря, расширения потенциального словаря и развития лексической догадки;

Принцип опоры на лексические правила: используются лексические правила семантики, сочетаемости и стилистической дифференцированности изучаемых лексических единиц;

Принцип единства обучения лексике в речевой деятельности: окончательная цель словарной работы достигается при завершении формирования лексического механизма, входящего в основные виды речевой деятельности.

Анализ приведенных выше принципов показывает, что они сформулированы неудачно. Некоторые принципы (2,3) сформулированы достаточно обобщенно и характеризуют обучение, как лексике, так и грамматике. Другие принципы (4,5) относятся к обучению не только иностранным языкам, но и другим учебным предметам.

Отбор лексики для учебных заведений разного типа производится на основе определенных принципов, которые относятся к числу специальных. Они отражают закономерности, сложившиеся и действующие в области обучения иноязычной лексике. Существенный вклад в разработку проблемы внес академик И.В. Рахманов. Принципы отбора лексики для учебных целей уже сложились, их методическая эффективность проверена временем. Этими принципами руководствуются большинство методистов , производящих отбор общеупотребительной лексики и отбор словаря для специальных целей обучения.

По-другому обстоит дело с принципами обучения лексике. Обучение данному аспекту речи базируется на принципах, предложенных в свое время рядом ученых. Академик И.Л. Бим предлагает организовать процесс обучения лексике на основе таких принципов, как:

- опора на познавательную и коммуникативную мотивацию;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно

Диагностика мотивов учебы и познавательного интереса младших школьников
В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения — познавательного интереса. Анализ многочисленных исследований и наши собственные данные приводят ...

Развитие лексики у младших школьников с нормальным речевым развитием и сохранным интеллектом
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности, такую, которая несет определенную смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстракт ...

Условия развития речи слабослышащих дошкольников
Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях об ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru