Для обследования фонематического анализа – методика Л.Ф.Спировой.
Для обследования слоговой структуры слов – методика А.К.Марковой.
Для обследования словаря – методика С.Г.Шевченко (называние предметов, действий и качеств, выявление умения подбирать однородные слова, обобщать понятия).
Для обследования грамматического строя речи.
По этим же методикам проводилось изучение состояния речи у детей на момент контрольного эксперимента.
Таблица 1
Характеристика детей экспериментальной группы
№№ |
Имя, фамилия ребенка |
Дата рождения |
Состояние речевого развития |
Сопутствующие нарушения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Яна З. Владислава М. Коля В. Дима Т. Тимофей У. Владислав П. Даша К. Максим Л. Юля Л. Каролина М. |
10.12.02 24.12.02 11.09.02 27.06.02 14.07.02 11.05.02 2.09.02 28.12.01 9.03.02 23.03.03. |
ФФН ОНР, III ур.реч.разв. ОНР, III ур.реч.разв. ОНР,III ур.реч.разв. ОНР,III ур.реч.разв. ОНР, III ур.реч.разв. ОНР, II ур.реч.разв. ОНР, III ур.реч.разв. ОНР, III ур.реч.разв. ОНР, III ур.реч.разв. |
ММД Нарушение моторики Нарушение внимания Псих-пед.запущенность Псих-пед.запущенность Гипотериоз Расторможенность ММД |
Особое значение уделялось изучению возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от простых предложений до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста. Для этого предлагались следующие задания:
Первое задание – составление детьми предложений по вопросам к пяти отдельным картинкам («Скажи, что здесь нарисовано?»).
Второе задание – воспроизведение простого по структуре и небольшого по объему текста знакомой сказки («Репка»).
Третье задание – составление рассказа по серии сюжетных картинок («Медведь и зайцы» по И.В.Баранникову и Л.А.Варковицкой, 1979 г.).
Четвертое задание – составление рассказа из опыта на близкую детям тему: «На нашем участке», цель задания – выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений (предлагался план рассказа).
По результатам констатирующего обследования был проведен количественно-качественный анализ, позволяющий уточнить уровень речевого развития детей экспериментальной группы, и намечены направления дальнейшей логопедической работы. Результаты контрольного обследования также обрабатывались количественно и качественно.
Затем был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного обследования речи детей, что позволило определить динамику речевого развития и эффективность той системы логопедической работы, которая организуется в экспериментальной группе.
Одной из задач исследования являлось изучение условий организации логопедической работы в группе детского сада. Для этого были использованы методы: изучение состояния предметно-развивающей среды в группе и в логопедическом кабинете, знакомство с расписанием занятий, режимом дня детей в группе, наблюдение работы воспитателя и учителя-логопеда в различные режимные моменты, изучение программного обеспечения и схем планирования логопедической работы с детьми.
Это интересно
Коррекционная работа по преодолению дислексии, обусловленной нарушением
операций анализа и синтеза у учащихся младших классов
Целью логопедической работы являлось повышение эффективности коррекционно - логопедической работы по преодолению дислексии, связанной с нарушением операций анализа и синтеза у учащихся младших классов. В задачи обучающего эксперимента входило: 1. Определить направления работы по коррекции дислексии ...
Сущность понятия нравственное воспитание
С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский, И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе ...
Обобщение как источник новых математических задач
Обобщения при обучении решению математических задач могут способствовать возникновению новых задач. Новые задачи могут появиться как при исследовании конкретной задачи и ее решения, так и при исследовании обобщенной задачи и ее решения. К возникновению новой обобщенной задачи могут привести индукти ...