4. «Разный уровень профессиональной компетентности педагогов, их индивидуально-личностные особенности, различия в ситуационных условиях проверки, неоднозначность выделяемых критериев оценки, нередкое отсутствие репрезентативной представленности в совокупности проверочных заданий всего изученного за контрольный период, влияние на результаты межличностных взаимоотношений» – это проблемы, которые могут возникать при оценке знаний обучаемых, но которые, в большинстве случаев, решаются при использовании системы тестирования.
Существует ряд критериев, которым должны соответствовать тесты, чтобы быть эффективным инструментом для контроля знаний обучающихся:
• валидность (адекватность, обоснованность);
• определенность (общепонятность);
• надежность
• практичность
• простота в использовании
• прогностическая ценность.
Валидность теста отображает то, что подвергается измерению тестом, и насколько эффективно тест справляется с этой задачей; показывается мера, в которой он измеряет то свойство, способность или качество, для контроля и оценки которого он был создан. Тесты, не соответствующие критерию валидности, не могут применяться практически.
Определенность теста подразумевает, что содержимое теста понятно для тестируемого, понятными должны быть задания и последовательность их выполнения. Только в таком случае результат будет соответствовать поставленной задаче.
Надежность теста – в какой степени результаты будут теми же, если тот же тест провести многократно? Помочь повысить надежность теста могут такие свойства, как простота и ясность заданий, добросовестность и соблюдение условий, при которых проводится тестирование, организация, исключающая возможность списывания, подсказок и других посторонних факторов.
Прогностическая ценность теста. Полученные результаты после проведения теста должны быть применимы к последующей деятельности, к примеру, повторение материала, не усвоенного в необходимой степени.
При составлении тестов должны учитываться также следующие требования:
• соответствие тем источникам, из которых обучающиеся получают информацию;
• простота – каждое отдельное задание должно требовать от тестируемого только конкретного ответа на конкретный вопрос;
• однозначность – поставленная перед тестируемым задача должна быть ясна и понятна в своей формулировке; такие элементы, как иллюстрации, графические изображения, язык, терминология, обозначения должны быть безусловно понятны тестируемым;
• отсутствие второстепенных терминов и деталей, нацеленных на задействование механической памяти, не должны присутствовать в тесте, то есть неприемлемо включение точных формулировок из учебника задействуют именно механическую память;
• четкость формулировки, краткость и недвусмысленность заданий должны быть обеспечены для того, чтобы учащиеся понимали, что от них требуется; важным моментом является то, что присутствующие в тесте задания не могли бы послужить подсказкой для выполнения другого задания;
• правдоподобность и логичность неправильных ответов, чтобы исключить вероятность догадки или «отбрасывания» очевидно неправильного ответа;
• форма ответов на задания должна быть наиболее приемлемой, это значит, что если вопрос должен быть краток, то и краткая формулировка ответа желательна;
• использование наиболее частых и типичных ошибок в качестве неправильных ответов, что очень эффективно в целях ликвидации этих самых ошибок.
Тесты для итогового контроля должны полностью соответствовать перечисленным требованиям, установленными профессионалами. Это очевидно, так как первичной целью итогового контроля является точность выставляемых оценок, объективность и сопоставимость. Менее жесткие требования могут применяться к тестам текущего контроля. В таком случае «любой набор заданий, закрывающий определенный раздел содержания и стандартизованный по форме, может быть назван тестом», однако, есть один нюанс. «В ситуации текущего контроля неизмеримо возрастает потребность в сбалансированном подборе трудности заданий вследствие сознательной стратегии, ориентированной на реализацию развивающей функции контроля в условиях сотрудничества педагога и студентов» .
Примером теста является разработанный мной тест, который можно применять как текущий контроль сформированности речевых навыков к юниту «Yummy, yummy» из УМК «New Millennium English 5» авторов Деревянко Н.Н., Жаворонковой С.В. и др. Основной целью теста является проверка сформированности лексических навыков по теме «Еда» и грамматического навыка по темам «There is/are/was/were…» и «Some/any/no с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными с параллельной проверкой сформированности навыков осуществления различных видов речевой деятельности (аудирование, говорение и чтение).
Это интересно
Проблема педагогического взаимодействия в научной литературе
Взаимодействие носит универсальный и объективный характер и рассматривается в науке как явление, методологическая категория, основополагающий принцип философии. Взаимные связи между явлениями существуют вне зависимости от человеческого сознания, и практически не существует явления, законна, категор ...
Речь и развитие речевых процессов
Речь – основная форма общения, опосредованная языком. Основными функциями речи являются следующие: 1) Речь – самое совершенное, емкое, точное и быстрое средство общения людей. В этом заключается ее коммуникативная (межличностная) функция; 2) внутрииндивидуальная функция речи состоит в том, что речь ...
Формы и методы контроля качества образования
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения Назначение предварительного контроля состо ...