Принцип наглядности подразумевает открытые виды диагностирования всех обучающихся по одинаковым критериям. Уровень успеха каждого обучаемого становится наглядным в ходе проверки. У остальных учащихся появляется возможность сравнить собственные результаты и достижения с результатами и достижениями других учащихся. По принципу наглядности оценки должны быть мотивированы и должны оглашаться. Отметка является для обучающихся ориентиром для суждения об объективности преподавателя и стимулом для максимальной реализации предъявляемых требований. Без оглашения результатов реализация принципа наглядности невозможна. Обязательно оглашение результатов проведенных проверок и диагностических срезов, их анализ и обсуждение с учащимися, проведение так называемой «работы над ошибками», планирование дальнейшей деятельности по ликвидации недочетов и пробелов.
Принцип профессиональной направленности отражает необходимость работы преподавателя по подготовке обучающегося в перспективе его специальности. Когда обучаемый видит в проводимых проверках непосредственную пользу для его дальнейшей профессиональной деятельности, повышается его мотивация, познавательность, заинтересованность в проводимом процессе диагностирования. Это залог успеха в становлении высококвалифицированным специалистом.
Регулярность контроля и его систематичность тесно связаны. Частота и регулярность контроля непосредственно влияют на продуктивность деятельности обучающихся, а также на запоминание ими усвоенного материала.
Валидность контроля обеспечивают адекватность контроля целям дидактики и значительное количество проверочных заданий. Адекватность контроля касается содержания. Проверке должно подвергаться исключительно усвоение пройденного и изученного материала в рамках программы педагогического процесса. Было бы нарушением принципа валидности давать обучающимся проверочную работу по применению какой-либо формулы, если они были обучены только узнаванию и распознанию этой формулы. Валидность контроля всегда связана как с теоретическими знаниями, так и с практическим применением этих знаний. При изучении орфографического правила изучается также и его применение. В этом случае преподаватель имеет все основания проверять как распознание этого правила, так и его практическое применение и принцип валидности не будет нарушен. Количество материала подвергаемого проверке также влияет на валидность контроля.
Надежность контроля – это «устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями» [Басова, 1999, с.253]. Понятия надежности и валидности контроля очень близки. Достаточная валидность контроля обеспечивает его надежность, но не наоборот. Не всегда надежность обеспечивает валидность. Надежный контроль, не охватывающий всего объема знаний, умений и навыков, подвергаемых проверке, не может считаться валидным.
Дифференцированный характер контроля состоит в необходимости соответствия формы контроля проверяемому «аспекту языка или виду речевой деятельности». Например, устная речь является источником контроля как для проверки диалогической, так и монологической речи, но уровень владения устной речью проверяется дифференцировано для этих двух видов речевой деятельности. Объекты контроля диалогической речи: «умение понять собеседника и определить его коммуникативное намерение», умение «адекватно реагировать на реплику собеседника» и «умение инициировать диалог».
Объект контроля монологической речи: «умение построить связный текст разной коммуникативной направленности».
На основании выше рассмотренных требований к проведению контроля можно сделать вывод, что, как и в любом другом аспекте педагогической деятельности, грамотная организация и правильное осуществление контроля невозможно без соблюдения обще-дидактических принципов.
Это интересно
Особенности исследовательской деятельности школьников 5 класса
Возраст человека представляет собой важное условие, определяющее многие особенности того, как этот человек учится. Ученики 5–6 классов – это дети 11-12 лет. Это период когда заканчивается младший школьный возраст и наступает подростковый. В психическом развитии подростка основная роль принадлежит у ...
Структурированные тесты как средство контроля знаний
С тех пор как образование стало массовым процессом, начались поиски повышения эффективности контроля знаний обучаемых, что привело к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний. Контроль такого вида обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить так часто ...
Компьютерный контроль знаний в среде Academia XXI
Очевидно, что качество конкретной компьютерной контролирующей программы определяется тем, какие выбраны методические программные решения следующих вопросов: 1) как организованы компьютерный банк контрольных заданий, его пополнение и адаптация, а также комплектация самих контрольных вариантов 2) как ...