Так как принцип – это «основная особенность в устройстве чего-нибудь, то принципы контроля представляют собой его особенности, а значит, являются его неотъемлемой частью. Их должны учитывать преподаватели при организации контроля в своей профессиональной практике, так как в педагогике контроля принципы – это «совокупность теоретических правил, способствующих эффективному осуществлению контроля». Некоторые авторы пособий по методике преподавания используют понятие «требования» в качестве синонима слова «принципы», поэтому в данной работе они будут рассмотрены как принципы. Итак, ниже перечислены принципы контроля, встречающиеся у разных авторов:
объективность
научность
всесторонность
систематичность
наглядность (гласность)
профессиональная направленность
валидность
надежность
регулярность
дифференцированный характер
Суть принципа объективности заключается в том, что содержание диагностических процедур (тесты, задания и вопросы) должно быть обоснованным. Отношение обучающего ко всем учащимся должно быть равным, благосклонным. Оценивание знаний, навыков и умений должно быть адекватно установленным критериям. Практическое значение объективности диагностирования заключается в совпадении всех отметок независимо от осуществляющих диагностирование педагогов и от применяемых ими методов и средств контролирования. Количественная и качественная оценки результатов деятельности обеспечивают объективность контроля. В результате учета темпа речи, количества допускаемых ошибок и ряда других показателей достигается максимальная объективность. Качественная оценка результатов деятельности безусловно важна для объективного контроля. Здесь оцениваются умение адекватного выражения мысли в заданной речевой ситуации, полнота раскрытия темы, соответствие ответа заданию. Нельзя забывать о степени субъективности преподавателя, когда идет речь о качественной оценке деятельности учащихся. Выбор оценки, осуществляемый преподавателям, должен быть обоснован согласно существующим критериям.
Принцип научности контроля предполагает практическое применение преподавателем «научно обоснованных средств оценки знаний учеников». Необходимость научного обоснования качества применяемых средств контроля и оценивания очевидна.
Принцип всесторонности указывает на то, что необходим внимательный выбор содержания контроля. Контроль должен наглядно отображать содержание проведенной работы по подготовке учащихся. Итоговые проверки (тесты, контрольные работы) должен содержать разнообразные задания, охватывающие максимально широкий круг изученных ранее вопросов и тем. Проверяется степень освоения основных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. Второстепенные аспекты учебной программы проверке не подлежат.
Принцип систематичности контроля заключается в необходимости проведения работы по диагностическому контролю в течение всего педагогического процесса, на всех его этапах. На начальном этапе проверяется восприятие и усвоение базовых знаний. На заключительном этапе проверке подлежит умение практического применения приобретенных знаний. Все учащиеся в учебном заведении без исключений систематически подвергаются диагностическому контролю. Частота диагностического контролирования в школе должна быть достаточной для проверки усвоения школьниками всех важных тем и приобретения ими всех предусмотренных знаний, умений и навыков. Комплексный подход лежит в основе принципа систематичности контроля. Диагностирование должно проводиться при соблюдении обязательного условия: тесная взаимосвязь и единство всех форм, методов и средств контроля, проверки и оценивания, которые должны подчиняться единой цели. Комплексный подход исключает «универсальность отдельных методов и средств диагностирования». Cуществует некая зависимость систематичности дидактического контроля от его плавности. Система проводимой деятельности по контролю должна быть логичной и понятной обучающимся. Фактор неожиданности и чрезмерное учащение проверок вызывают у учащегося нервно-эмоциональное напряжение, что вредит процессу обучения в целом. Наоборот, редкие и не систематичные проверки приводят учащегося к некому состоянию расслабленности и снижают продуктивность его работы.
Это интересно
Характеристика уровней речевого развития детей с общим
недоразвитием речи
В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы, в основе которого лежат трудности усвоения языковых единиц и правил их функционировани ...
Структура музыкальности
Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые надо развивать для успешного выполнение ребенком того или иного вида музыкальной деятельности. «Музыкальность - это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически ...
Социально педагогические проблемы
взаимодействия младших школьников с медиа
В настоящее время очень остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Одним из направлений, в рамках которого решаются подобные задачи является медиаобразование – относительно новое направление в педагогике, помогающее молодому поколению изучить законы функционирования СМИ, и, как следст ...