Существует целый набор стереотипов, характеризующих отрицательное, настороженное отношение к медиа: могут сформировать «синдром киберзависимости»; ребенок, который играет в игры, становится «асоциальным»; медиа вызывают сколиоз, депрессии, психозы; убивая в играх, ребенок будет убивать в реальности, и так далее. Данные стереотипы активно поддерживаются и формируются журналистами, анализируются и рассматриваются на профессиональном рынке. Однако на протяжении всего существования медиа бесспорна их необходимость для:
развития логического мышление и памяти;
улучшения координации движений (моторика рук);
развития навыков счета и чтения;
развития фантазии и объемного восприятия;
развития художественного вкуса, стиля и музыкального слуха.
Возможности медиа огромны, в том числе образовательные и воспитательные, однако, этот потенциал редко кем-либо учитывается и используется. Нерегулируемое и никем не контролируемое медиапользование приводит к так называемой информационной агрессии, то есть осознанному или неосознанному использованию информации, направленному против интересов отдельной личности, человеческого сообщества. В современных условиях существует реальная опасность манипулирования сознанием и поведением различных возрастных и социальных групп, а также целых народов. В этих условиях самыми незащищёнными оказываются младшие школьники. Почему это происходит? Одна из причин – расположенность детей данного возраста доверчиво воспринимать информацию, принимать ее как руководство к действию. Для них, не имеющих большого жизненного опыта, информационно-аналитические способности которых развиты недостаточно, воздействие тревожной, негативной информации может иметь серьёзные последствия.
Младшие школьники также в большей степени подвергаются влиянию компьютерных технологий. Это подтверждается результатами выборочных опросов: большой процент учащихся младших классов имеют достаточно богатый «игровой опыт». Школьники стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствует особенностям возраста. Наряду с положительными моментами при взаимодействии школьника с компьютером возникают проблемы, связанные, прежде всего, с психологическими нагрузками. В увлечении компьютерными играми имеет место существенный дисбаланс между эмоциональной и физической нагрузкой, при явном перевесе первой вследствие напряжения, порождаемого азартом. Частые переживания, напряжение, не снимаемые физической разрядкой, приводят к существенным нарушениям психического здоровья. Работа на клавиатуре стимулирует только микродвижения, которых недостаточно для полноценного снятия общего физического напряжения. Как известно, только общая физическая нагрузка на скелетную мускулатуру приводит к релаксации, поддержанию устойчивого эмоционального состояния.
В исследованиях М.С. Иванова отмечается, что некоторые устойчивые отклонения показателей психического состояния от нормы у младших школьников с игровой зависимостью проявляются в эмоциональной сфере личности и выражаются в изменении психического состояния, например: ухудшение настроения; снижение активности; ухудшение самочувствия; проявление дисфории (упадочного настроения) вплоть до депрессии.
Социально-педагогические проблемы взаимодействия младших школьников и современными медиа можно сформулировать следующим образом:
информационные перегрузки, большой объем информации, которая приводит к переутомлению и нервным расстройствам (так называемый «информационный невроз»);
Это интересно
Метод проектов - перспективная образовательная
технология в сельской школе
Процесс образования в сельской школе отличается рядом особенностей. Первой особенностью является то, что в сельских школах - низкая наполняемость классов, количество учеников может составлять в среднем от двух до двенадцати человек. Другой особенностью, кроме малой наполняемости классов, стала рабо ...
Теории происхождения игры
Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет. Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества. Начало разработки общей теории игр ...
Уровни восприятия произведений живописи детьми шестого года
жизни
1) Тебе нравится картина? Андрей Д. Да, мне нравится картина Лилия С. Да Ирина М. Мне нравится Кристина Г. Да, красивая картина 2) А что на ней изображено? Андрей Д. На картине нарисованы цветы Лилия С. Цветы, мальчик на лошади, барыня Ирина М. На картине нарисованы цветы в вазе и листочки Кристина ...