Большое влияние на самочувствие и работоспособность человека оказывает микроклимат производственных помещений, который определяется температурой воздуха, его составом и давлением, относительной влажностью, скоростью движения потоков. В соответствии с ГОСТом 12.1.005-76 и СНиПом II-4-79 следует соблюдать следующие санитарно- гигиенические требования.
Небольшие отклонения в содержании газов, входящих в состав атмосферного воздуха, ( азот -78,08%, кислород-20,95%, углекислый газ -0,03%, аргон и другие газы -0,94%), и в первую очередь уменьшение концентрации кислорода и увеличение содержания углекислоты, снижают работоспособность, а при значительных отклонениях от нормы атмосфера становится опасной для жизни человека.
Самочувствие работающего в значительной мере зависит от температуры окружающего воздуха(свыше 20С) человек быстро утомляется, снижается его трудоспособность, расслабляется организм, усиливается потоотделение.
В связи с этим санитарные нормы устанавливают допустимую температуру производственных помещений (ниже 13C)классов, кабинетов, лабораторий, учебных заведений (16-20 С), гимнастических залов, вестибюлей, коридоров (14-16 С).
На самочувствие человека оказывает влияние и влажность воздуха. По санитарным нормам допустимая влажность в учебных помещениях должна быть 40-60%, в теплое время года возможно увеличение до 75%.
Немаловажно для самочувствия человека движение окружающего воздуха. Санитарными нормами определен и этот параметр. Средние скорости движения воздуха в учебных заведениях должны составлять 0,2-0,5 м/с в холодное и переходное время года и 0,5-1,5 м/с в теплое время года.
Для поддержания в учебно-производственных и вспомогательных помещениях нормального, отвечающего гигиеническим требованиям состава воздуха, удаления из них вредных газов, паров и пыли используют вентиляцию.
Вентиляция –это регулируемый воздухообмен в помещении. Вентиляцией называют также устройства, которые создают. В отсутствии дополнительных вредностей норму воздухообмена принимают 20 м3/ч на одного человека.
Кабинет и мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие устройства для проветривания, управляемые с пола. Открывающаяся площадь фрамуг или форточек должна быть не менее 1/50 площади пола, чтобы обеспечить трехкратный воздухообмен в час.
По опыту работы кабинетов вычислительной техники площадь его может быть определена из условия 4,5-5 м2 на 1 учащегося, оптимальная температура 17-21 С, влажность 40-60%. Из-за работы машин для кабинетов характерны повышение теплообразования, поэтому необходимо предусматривать принудительную вентиляцию кабинетов.
Хорошее освещение рабочих мест одно из важнейших требований охраны труда.
При недостаточном освещении зрительное восприятие снижается, развивается близорукость, появляются болезни глаз и головные боли. Из-за постоянного напряжения зрения наступает зрительное утомление.
Большое значение нормальная освещенность имеет для учебных заведений, где около 90% всей получаемой информации воспринимается с помощью зрения. Обычно применяют три вида освещения: естественное, искусственное и смешанное.
В учебных заведениях парты и столы размещают так, чтобы свет падал левой стороны от обучающихся.
Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети: независимой от сети рабочего освещения.
Для повышения освещенности за счет отраженного света стены? Потолки? Полы окрашивают в светлые тона: потолки в белый цвет, верхние части стен – в серый,голубой, нижние коричневый, серый, синий, темно-зеленый; классные доски – в коричневый или темно-зеленый, крышки парт и столов – в зеленый, светло-зеленый цвет, основание столов и стульев – в светлые цветовые тона.
Одним из факторов, влияющих на безопасность труда, является рациональная окраска помещения и оборудования. Правильно подобранные цвета благоприятно влияют на психику работающих, уменьшают их зрительную и общую усталость.
При работе с вычислительной техникой важно соблюдать благоприятные условия для освещения. Яркий свет затрудняет считывание показателей с дисплея, поэтому в солнечные дни следует закрывать окна легкими светлыми шторами. Во избежание отражения на экране окружающих предметов дисплее, установленные в классе, должны иметь некоторый наклон (10-150) в сторону учащегося или боковые щитки и небольшой козырек. В вечернее время, в сумерках, рекомендуется освещать класс верхним светом (150-300 лк).
Это интересно
Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональ ...
Световая микроскопия
Этот метод состоит в том, что исследуемый объект рассматривается в оптическом микроскопе в проходящем или отраженном свете, и в плоскости изображения объективной линзы микроскопа формируется увеличенное изображение предмета. Обычное наблюдение полимерных образцов в оптическом микроскопе «на просвет ...
Внутрисемейные отношения
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение служит одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной вы ...