Рациональное комплектование групп детьми разного возраста представляется весьма важным. К вопросам рационального комплектования смешанных по возрасту детей групп дошкольных учреждений следует прежде всего отнести установление оптимальных норм наполняемости групп и педагогически целесообразного, научно-обоснованного соотношения количества детей разных возрастов. Рациональное комплектование - это и решение вопроса о сочетании в одной группе разных возрастных подгрупп. В этом вопросе нет единой точки зрения: одни педагоги предпочитают соединение в одной группе детей смежных возрастных подгрупп (3-4-й год жизни, 4-5-й и т.д.) другие считают более приемлемым соединение контрастных возрастов. Так как, во-первых, далеко не всегда заведующая может обеспечить разные варианты и, во-вторых, каждый из названных вариантов комплектования имеет свои недостатки.
Вся деятельность заведующей должна быть непосредственно связана с каждым членом коллектива. И эта особенность требует от заведующей шире привлекать сотрудников к обсуждению всех вопросов: от приобретения оборудования и пособий до принятия на работу нового сотрудника. Это будет способствовать и большей сплоченности коллектива, и укреплению положительного климата в учреждении, повышению ответственности каждого сотрудника за деятельность учреждения.
Успех в осуществлении всестороннего воспитания детей в дошкольном учреждении во многом зависит от организации деятельности заведующей.
Важное значение для качественного управления дошкольным учреждением имеет правильная научно обоснованная расстановка кадров. При подборе, расстановке кадров, руководитель должен учитывать психологический склад личности, темперамент, характер, психологическую совместимость и таким образом сократить условия для возникновения конфликтных ситуаций. При всей сложности организации педагогического процесса, педагоги должны решать программные задачи для детей каждого возраста, обеспечивая их непреклонное продвижение в развитии.
На сегодня руководителям и всем педагогам дошкольных учреждений необходимо обратить внимание на повышение педагогической культуры родителей. педагог, изменяясь, совершенствуясь сам, должен влиять и на семью, включать родителей в активное обсуждение проблем, возникающих у ребенка и в детской группе, привлекать их к совместной творческой работе с детьми.
Реально существующий педагогический процесс ДОУ, на наш взгляд, не способствует полному развитию индивидуальности как ребенка, так и педагога, так как:
строгий, единый для всех ритм жизни в ДОУ не учитывает индивидуальных особенностей каждого ребенка;
при большом количестве детей в группах (25 - 30 человек), ребенок, "выпадающий" из общего ритма, невольно вызывает у воспитателя чувство недовольства;
не способствует индивидуализации педагогического процесса и комплектование групп в детском саду по одновозрастному принципу. В социологии признана точка зрения, что одновозрастная группа - не нормальная социальная среда, так как в ней нарушается естественная социально-демографическая структура. В одновозрастной группе происходит подмена принципа индивидуального подхода принципом возрастного подхода;
несмотря на провозглашаемый "творческий подход к педагогической деятельности" не учитывается и индивидуальность педагога, его личностные, психические и другие особенности, инициативность и возможности.
Нам представляется, что проблема индивидуализации в условиях дошкольного учреждения с традиционной организацией педагогического процесса является одной из самых трудноразрешимых проблем.
В целях индивидуализации педагогический процесс ДОУ должен строиться на основе:
медицинских показателей здоровья ребенка. Учет состояния здоровья детей делает поиск технологий индивидуализации не только желательным, но и необходимым условием обеспечения эффективности образовательного процесса;
учета психо-физиологических особенностей ребенка, его темперамента и складывающегося на его основе характера;
учета темпа и общего уровня развития ребенка;
учета способностей и склонностей педагога коллектива ДОУ, его направленности.
Это интересно
Методические рекомендации
по использованию дистанционных технологий на уроках информатики
В практике педагога-предметника могут быть использованы Интернет-ресурсы разного типа. На основе результатов проведенного анализа Интернет-ресурсов, можно выделить следующие группы образовательные Интернет-ресурсов: 1. информационные Интернет-ресурсы, среди которых: - интерактивные (1 уровень интер ...
Сказка как жанр устного народного творчества
В науке о фольклоре был распространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: "Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разуме ...
Использование методик активного обучения
Несмотря на то, что о методе обучения накоплены обширные знания, существуют значительные расхождения в его определении и теоретическом осмыслении. Наиболее устоявшееся современное определение методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы у ...