Поставив перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, а, следовательно, и организацию для них "народной школы", Г. Песталоцци попытался создать основы методики по предметам начального обучения.
В основу разработки методики преподавателя родного языка Г. Песталоцци положил принцип развития речи ребенка. Г. Песталоцци отстаивал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в то время, так как везде еще господствовал буквошагательный метод.
Г.Песталоцци дает целый ряд указаний по увеличению слов запаса у детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и сообщению элементарных сведений по естествознанию, географии и истории.
Путем сложных упражнений Г.Песталоцци стремился добиться положительных результатов: развивать в детях умение наблюдать, установить признаки предмета или явления выработать навыки четкого и полного описания предмета.
Для приобретения навыков письма Г.Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображении прямых и кривых линий — элементов букв. Эти упражнения широко применяются в школе и по настоящее время. Обучение письму Г.Песталоцци предлагал связывать с измерением предметов и рисованием, а так же и с развитием речи. Особенно большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.
Для обучения измерений Г.Песталоцци рекомендует брать квадрат, его стороны и производить деление квадрата на части, различные геометрические фигуры, связывая обучение измерению с развитием речи ребенка. Результаты измерений ребенок зарисовывает. Эти упражнения в свою очередь являются основой для письма. Возражая против метода обучения арифметике, основанного на заучивании наизусть правил, Г.Песталоцци в своей методике первоначального обучения счету предложил иной метод "изучение чисел" — формировать понятия о числе, начиная с элемента каждого целого числа — единицы. На основе наглядных представлений ребенка он обучает действиям сначала с единицей. После того как дети усвоили все это, он предлагает усложнить счет, первоначально оперируя единицей и числами первого десятка, образующимися из единицы. Для обучения дробям Г.Песталоцци брал квадрат и показывал на нем, принимая его за единицу, соотношения частей и целого. На основе этой идеи Песталоцци его последователи ввели в школьную практику так называемый арифметический ящик, широко используемый в школе и в настоящее время.
Г.Песталоцци дал ряд указаний и по преподаванию географии. От близкого к далекому, на основе непосредственных наблюдений окружающей местности, Г.Песталоцци ведет учащихся к восприятию более сложных географических представлений. Он рекомендует лепить рельефы местности из глины и лишь за тем переходить к карте. Начиная ознакомление с местностью со школьного участка земли и рельефа родной деревни, при изучении которых ученики получают элементарные географические представления, Г. Песталоцци затем постепенно расширял их, и учащиеся получали представления о всей земле.
Песталоцци стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета. Предложенный им путь обучения содержит большие дидактические возможности, но попытка Песталоцци придать ему универсальный характер неправомерна, так как в обучении может иметь место и обратный путь: от целого к его элементам. Исходным элементом физического развития Песталоцци считал способность ребенка к движению. Начало физического воспитания, по мнению Песталоцци, закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребенка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены им в основу "естественной домашней гимнастики", на основе которой Песталоцци предлагал строить систему школьной "элементарной гимнастики". Элементарное трудовое обучение Песталоцци рассматривал как неотъемлемую, органичную часть своего метода. Он высказал мысль о создании "азбуки умений", усвоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками. Песталоцци критиковал современную ему профессиональную подготовку молодежи, сводившуюся к овладению ею "односторонними рутинными умениями". Он выдвинул требование особого "элементарного образования для индустрии", чтобы помочь молодежи овладеть основными приемами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась "специальная гимнастика, готовящая к индустрии", которая должна строиться на базе школьной "элементарной гимнастики". "Образование для индустрии" рассматривалось им как "средство гуманизации промышленности". В произведениях Песталоцци содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодежью "внутренней сущностью промышленного производства" и теми "внешними приемами, которые необходимы для успешного участия в ней". Высказывания эти отражают широкое применение в практике ручного труда. Но они, несомненно, представляют собой движение в сторону идеи трудовой школы.
Это интересно
Дизайн как форма проектного сознания
История дизайна начинается в 1907 году, когда в Германии был создан «Дойче Веркбунд» - производственный союз художников, инженеров, промышленников и коммерсантов, провозгласивших, что массовая стандартная продукция может и должна стать эталоном качества потребительских товаров. Образцы такой продук ...
Типы обучающих программ
Основанием для классификации служат обычно особенности учебной деятельности обучаемых при работе с программами. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ: • тренировочные и контролирующие; • наставнические; • имитационные и моделирующие; • развивающие игры. Программы 1-го типа (трениров ...
Контроль
навыков аудирования
Объект данного контроля – степень сформированности коммуникативных навыков и умений, необходимых для понимания воспринимаемой на слух иностранной речи. В методике различают несколько видов понимания, которые отличаются глубиной, полнотой и точностью: Уровень фрагментарного понимания: понимание запр ...