Концепция дошкольного воспитания раскрывает гуманизацию целей и принципов работы с детьми, характеризуя учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную модели общения педагога с ребенком, особенности воспитания и обучения дошкольников на современном этапе.
Огромная роль при этом принадлежит личности педагога его культурному уровню, интеллектуальному и творческому потенциалу.
Ибо воспитание - это организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры, это совместное восхождение к истокам, традициям своего народа, где сам педагог воссоздает в каждый миг работы с детьми - как представитель общества, человечества, взрослого мира - культурный вариант взаимодействия с окружающим. Отсюда высокая требовательность к педагогу. Важнейшая задача - постоянная работа над собой, своим саморазвитием и самосовершенствованием.
Личность может воспитать только личность. Требования к личности педагога как никогда высоки. Недостаток в подготовке специалистов-психологов, имеющих дошкольное образование, все острее проявляется в наше время. На плечи педагогов ДОУ легла забота о психологическом благополучии будущего нации - наших детей. Мощный рывок практической психологии создал теоретическую базу для диагностической и коррекционной работы с дошкольниками, овладеть которой - задача каждого педагога.
Каков же инструментарий деятельности педагога? Учитывая направления гуманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, "включение" собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды, личностно-ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта.
Среда, окружающая детей в ДОУ, должна обеспечить безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Принципы построения развивающей среды:
1. Дистанции, позиции при взаимодействии - обеспечивает контакт взрослого с ребенком с позиции "глаза в глаза" (разновысокая мебель, размер и планировка помещений, способствующие комфортной дистанции взаимодействия).
2. Активности - дает возможность проявления и развития активности у ребенка и у взрослого (спортивные комплексы, "стена творчества", цвето-звуковой дизайн; наличие условий для воссоздания ребенком взрослых форм деятельности: кухонный блок, ванные комнаты и др.).
3. Стабильности - динамичности, позволяющий, с одной стороны, изменять среду, окружающую ребенка, им самим или взрослым, при использовании мобильных элементов оборудования с переменными габаритами; с другой стороны, создающий устойчивость, стабильность, проявляющуюся в постоянстве состава группы детей, в надежности и защищенности ребенка от нежелательных вторжений окружающего мира, что возможно при наличии у ребенка индивидуального, только ему принадлежащего пространства.
4. Комплексирования и гибкого зонирования. В ДОУ должны быть следующие помещения:
физкультурные,
музыкальные,
театральные,
лаборатории,
"кабинеты" (с книгами, диафильмами),
творческие мастерские,
кухни,
прачечные,
"производственные мастерские" и др.
Предлагаются новые подходы к формированию структуры здания ДОУ (свободная планировка во взаимосвязи внутренней и внешней среды).
5. Эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия - среда должна содержать стимулы, пробуждающие активность детей, либо имеющие свойства тормозить двигательную активность, когда это необходимо.
Желательно иметь "гостиные для взрослых", разновеликие зеркала, развивающие полноценный образ "Я" у ребенка. Детский сад нуждается в унифицированном оборудовании, соразмерном с ребенком, используемый и на участке и в помещении. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определенных "семейных" традиций.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды - насыщение жизни ребенка истинными произведениями искусства, а также простыми, но талантливыми этюдами, эстампами, скульптурами, дающими ребенку представление о различных культурах.
7. Принцип открытости - закрытости может быть представлен в различных аспектах. Во-первых, открытость Природе (организация "зеленых комнат", ситуаций и условий заботы о животных), культуре, обществу, что реализуется через интеграцию детского учреждения с другими учреждениями социально - культурного назначения, с обслуживающим персоналом; открытость своего "Я"; во-вторых, право на защиту от любых вмешательств во внутренний мир ребенка без его желания.
Это интересно
Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ в школе
Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.). Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соот ...
Педагогические идеи сказок
Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка. В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, вы ...
Подготовка и организация праздника для детей
Подготовка и проведение праздника для детей– долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодол ...