Как бы не совершенствовались реформы и модернизации, основной организационной формой обучения остается урок. На нем держалась и стоит современная школа.
Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются, в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей.
Урок предлагает решение проблем воспитания, ценностного отношения к жизни, выработки осмысленной, мотивированной творческой позиции средствами нетрадиционной организации учебного процесса.
Актуальность темы квалификационной работы состоит в том, что урок является основной динамической и вариативной формой организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития ученика. В свете концепции современного образования в настоящее время обучению, воспитанию и развитию уделяется огромное внимание, так как развитие научно-технического прогресса в XX веке выявило большую потребность всего человечества в получении качественного образования.
Каким он должен быть, современный урок? Как должна изменяться его структура? Вопросы эти не случайны. В последнее время резко повысился интерес учителей к проблемам современного урока, в том числе и на таком сложном уроке как химия. Безусловно, урок должен быть систематичным, последовательным и прочным в усвоении знаний учащихся.
Эффективность урока во многом зависит от умелого выбора методов обучения и их структуры. Познавательный интерес можно вызвать или усилить включением всех учащихся в активную учебную деятельность доступную им, приносящую радость познания, чувство удовлетворения успехом. Для этого иногда целесообразно поставить перед классом проблему или проблемный вопрос, эвристическое или познавательное задание. Для улучшения запоминания наиболее важного материала применяются различные приемы, в частности фиксация на доске, специальном плакате или проекция на экране с помощью технических средств, опорных смысловых пунктов – понятий, терминов, основных дат, названий, схем и т.п. – того главного, запоминание которого способствует воспроизведению всего материала.
Целью исследования курсовой работы является выявление особенностей главной организационной формы обучения химии, особенностей проведения современного урока, а также разработка конспектов уроков по химии.
Задачи курсовой работы: рассмотреть урок как целостную систему; проанализировать цели и задачи уроков химии; выявить типологию и структуру уроков; раскрыть основные этапы проведения урока, а именно подготовку урока, составление конспекта и организационные моменты; дать оценку современного урока химии.
Объектом исследования выступает основная форма организации образовательного процесса.
Предмет исследования – современный урок.
Методы исследования – изучение методических и научных литературных источников и моделирование урока.
Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения .
Таким образом, урок - это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается взаимодействие процессов преподавания и учения.
Это интересно
Типология и структура
Структура урока и формы организации учебной работы на нем, имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока химии, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Структура любого урока представлена тремя частями: Вводная часть (2-7 мин. ...
Организация работы в группах для детей с ФФН
В соответствии с типовым положением определены основные направления организации работы дошкольных учреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей – для детей 6 года жизни и подготовительной – для детей 7 года жизни. Коррекционное воздействие в этих группах осуществляется строго в соот ...
Методы и приемы формирования навыков кистевой
росписи обучающихся начальных классов
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Под методами обучения изобразительной деятель ...