Основной формой организации обучения в системе Л.В. Занкова является урок. Экспериментальная деятельность Занкова и его учеников позволила значительно развить эту традиционную организационную форму обучения. Прежде всего, Л.В. Занков отказывается от объяснительно-иллюстративного метода обучения и предлагает опираться на проблемный и поисковый методы. Знания не сообщаются в готовом виде, а формируются у детей как результат собственного поиска, наблюдения, анализа фактов, эксперимента, мыслительной деятельности. Определяющее значение приобретает озарение, вдохновение и их стимулирование методами беседы, диспута, анализа и др. «Коллизии» – так называл Л.В. Занков обсуждения возникающих проблем на уроке, для решения которых ребята предлагают самые разные гипотезы. Возникает спор, каждый настаивает на собственном решении. Следует проверять все, все результаты проверки проанализировать, чтобы понять, почему и как получилось то или иное решение, верен ли ответ? Если задача решается несколькими способами, какой более рациональный, удобный, интересный, эмоциональный и приятный? «Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждения, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками». Вообще, главным знаком системы Л.В. Занкова можно признать знак вопроса. Именно он побуждает человека искать ответ, а для этого анализировать условие, вопрос задачи, предполагать возможные направления поиска. Важны те вопросы, которые дети задают учителю и взрослым, но более важны вопросы, которые они задают себе! Чем я владею и что мне надо, чтобы решить возникшую передо мной задачу? Что я должен сделать, чтобы найти ответ на свой вопрос? Где я могу получить недостающую информацию?
Занковский урок – это творческий совместный поиск учителя и детей знаний, нового, интересного, прекрасного. Он не может быть проведён по заранее написанному конспекту. Можно только продумать те проблемы, которые будут ставиться на уроке перед детьми, насколько они отвечают возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, какие способы предъявления этих проблем, какие психические качества и процессы развивают разрешение этих проблем.
Главным логическим приёмом системы Л.В. Занкова является сравнение. В ходе обучения постоянно сравнивается: известное с неизвестным, фигуры, буквы, знаки, слова, выражения, задачи, их варианты решения и ответы и пр. В ходе сравнения возникают предположения решения учебных задач. Притом, что урок у Л.В. Занкова – это свободное творчество, важно, чтобы это творчество было последовательным. Знания должны предлагаться в таком порядке, чтобы «одно из них находило своё естественное продолжение в последующих заданиях. … Учащиеся должны привыкнуть анализировать связи и закономерности. А это возможно только через реализацию принципа системности. Очень важно, что эти связи не внешние, формальные, а внутренние, существенные. Они определяются не тем, что изучение кусков материала соседствует во времени, а тем, что каждое соотношение частей материала знаменует собой поступательное движение в формировании системы знаний у школьников. Без интенсивной работы ищущей мысли школьника невозможно формирование системы знаний. Основной заслугой Л.В. Занкова в дидактике является то, что он доказал необходимость включения эксперимента в школьную педагогическую практику, показал, что только через анализ своих действий в плане эффективного развития учащихся, учитель реализует цель своей деятельности. Когда учитель может доказать, что его действия позитивно влияют на личность детей, он может быть уверен в своём деле. «Наше исследование – писал Л.В. Занков – взятое в целом, представляет собой, по сути дела, одну из разновидностей изучения и обобщения опыта школ и учителей. Конечно, мы имеем при этом в виду не только выявление передового опыта, но и его научное объяснение ». Показателем эффективности учительской работы является качество самостоятельной деятельности учеников. Если ученик приобретает новые актуальные для него способы действий, если повышается его личностная эффективность, если он стремится познавать мир вокруг себя и себя в окружающем мире – значит осуществляется верно развивающее обучение, большой вклад в технологию которого внёс Л.В. Занков. Система Л.В. Занкова предполагает приоритет конкретного развития личности, учёт её интересов при обучении и воспитании. Таким образом, её можно рассматривать как предпосылку личностно-ориентированного обучения, декларируемого сегодня на государственном уровне как ведущее направление развития образования.
Это интересно
Диагностическое исследование особенностей медиапользования детей младшего
школьного возраста
Для диагностики и выявления наиболее распространенных способов проведения свободного времени, степени медиаобеспеченности детей и их медиапредпочтениях методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось среди младших школьников в возрасте от 8 до 10 лет. Исследование проводилось в ...
Творческая личность учителя: понятие, сущность,
этапы становления
Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в не ...
Психолого-педагогические особенности слабослышащих учащихся
Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а также тем, что одни психические функций формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональ ...