Если гигиеническое воспитание проходит успешно, младший школьник должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем гигиены и охраны здоровья:
- знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- знать и соблюдать правила личной гигиены,
- гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- уметь правильно строить режим дня и выполнять его;
Основными формами воспитания гигиены можно считать практические занятия.
Занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.
1. Чистые руки:
– показать, как правильно мыть руки;
– доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.
2. Здоровые зубы:
– показать на рисунке последовательность чистки зубов;
– почистить зубы щеткой и пастой;
– доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.);
– составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».
3. Красивые ногти:
– показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;
– правильно подстричь ногти на руках;
– порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.
4. Внешний вид:
– выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;
– показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;
– доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.
5. Я и мое здоровье.
Составить программу собственного здоровьетворения на определенное время (на месяц, четверть), включая различные мероприятия по самонаблюдению, саморегуляции и самооздоровлению.
Количество пунктов программы может быть увеличено по желанию ребенка. Участие младших школьников в данных мероприятиях способствует установлению их активной позиции в самосозидании и созидании экологически здоровой среды, в решении конкретных задач изменения окружающей действительности, характеризует отношение воспитанников к гигенической деятельности как жизненно важному пути гуманистического преобразования мира.
Таким образом, учитель начальных классов должен точно знать весь объем и основные направления гигиенического и гигиенического воспитания:
1. Дать младшим школьникам сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.
2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.
Таким образом, рассматривая процесс гигиенического воспитания младших школьников, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:
а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного навыка гигиены;
б) овладение учащимися знаний предмета гигиены;
в) формирование умений, гигиенических навыков и привычек. Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного усвоения и применения на практике учащимися практических навыков общественной и личной гигиены.
Мерилом сформированных гигиенических навыков выступают не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности — учение, игра, труд — в этом возрасте важен для освоения знаний о здоровом образе жизни и гигиенических правилах. И формирование гигиенических навыков обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. Следовательно, далее необходимо рассмотреть содержание деятельности учителя в организации гигиенического воспитания младших школьников.
Это интересно
Педагоги эпохи А.С. Макаренко о воспитании ребенка в семье
К 1920 – 1930-м годам относится расцвет творчества таких видных отечественных педагогов и деятелей образования, как П. П. Блонский, А. П. Болтунов, Г. О. Гордон, А. Г. Калашников, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак, М. Н. Покровский, С. Т. Шацкий, В. Н ...
Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля
знаний
Тест - это объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Тест служит оценке знаний испытуемого и должен отвечать ряду принципов: Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых. Статистическа ...
Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С.
Макаренко
Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего обращаем в ...