pedagogyreview
Разное по педагогике » Анализ влияния инсценирования песен на развитие музыкальных способностей детей » Структура музыкальности

Структура музыкальности

Страница 2

умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов.

Академик Б. Асафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал, что у некоторых из них ярче проявляется музыкальная память, у других - отзывчивость на музыку; наличие абсолютного слуха сопровождается «туповатостью» восприятия более сложных музыкальных отношений, и наоборот, слабый слух сочетается с глубоким и серьезным интересом к музыке. Эти наблюдения свидетельствуют о сложных взаимосвязях между отдельными компонентами музыкальности, их взаимовлиянии.

С разных сторон феномен музыкальности рассматривает Б.М. Теплов. Он выделяет в нем более общие и более специальные моменты. К общим относит богатство и инициативность воображения, способность эмоционально погружаться в музыкальное переживание, внимание, волевые особенности, т.е. то, что относится к процессам и свойствам личности, к переживаниям эстетического характера. К более специальным моментам Теплов относит качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности. Следовательно, в структуре музыкальности можно выделить более общие музыкально-эстетические и специальные способности.

Для общих музыкально-эстетических способностей характерно эстетическое отношение к музыкальным произведениям и музыкальной деятельности, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, замыслов, инициативы, творческого воображения, возникновения оценочного отношения.

К специальным способностям относятся вышеназванные основные музыкальные способности и их сенсорная основа.

Между всеми компонентами музыкальности существуют тесные связи.

Н.А. Ветлугина указывает на следующие составляющие музыкальности:

Комплекс качеств, необходимых для успешного выполнения музыкальной деятельности.

Предполагает знание типологических, индивидуальных особенностей личности с ее интересами, склонностями, с ее волевыми процессами, складывающимися в музыкальной практике.

2. Синтез эмоционального и слухового компонентов.

Эмоциональной окрашенностью характеризуются все виды музыкальной деятельности. На какой бы стадии своего развития ни находился ребенок, он эмоционально откликается на музыку, выражающую чувства.

Вместе с тем очень важен и слуховой компонент, так как его сенсорная основа, заключающаяся в действенно-наглядной ориентировке в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связана со всеми этапами музыкального развития.

3. На базе единства эмоционального и слухового компонентов складываются две основные музыкальные способности: способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения высотных соотношений; способность переживания, дифференциации, представления и воспроизведения музыкального ритма.

Эти две основные музыкальные способности необходимы для выполнения любой музыкальной деятельности, хотя по-разному проявляются применительно к тому или иному ее виду. Например, способность переживания и различения ладовысотных соотношений наибольшее значение имеет для пения. Эти основные способности составляют основу для детского творчества.

В состав творческих способностей входят характеризующие исполнительство - выразительность, непосредственность, искренность и отличающие продуктивное творчество - индивидуальное своеобразие в замыслах и поисках новых средств воплощения.

Музыкальность как комплекс музыкальных способностей возникает и развивается в различных видах музыкальной деятельности ребенка, и сначала в очень примитивных формах. На самых первых этапах развития у ребенка проявляются все основные музыкальные способности, а доминирование одних и отставание других обнаруживается лишь впоследствии. Раннее проявление музыкальных способностей у одних детей говорит об их одаренности.

Однако более позднее проявление их у других детей вовсе не свидетельствует об их отсутствии. Развитие музыкальности зависит от планомерного педагогического воздействия, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от окружающей среды.

Дошкольный период - это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.

Н.А. Ветлугина в своей работе «Музыкальное развитие ребенка» указывает, что за период дошкольного детства дети проходят огромный путь развития.

Качества, формируемые музыкой, носят универсально-личностный характер, способный сказаться в любом виде деятельности (8, с. 108). Известны многочисленные факты прогрессивного общего интеллектуального развития детей, интенсивно занимавшихся музыкой (хоровое пение, музыкальное исполнительство), проявляющегося, в частности, в неспецифически художественных видах учебной деятельности, в успешности решения ими задач, требующих высокой степени ассоциативных обобщений и творческих проявлений. У замеченной таким образом закономерности есть серьезное психологическое и психофозиологическое обоснование.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Современные инновационные технологии в педагогике
В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познав ...

Направления информатизации ДОУ
В настоящее время рассматриваются следующие основные направления информатизации ДОУ: - информатизация как техническое оснащение ДОУ; - информатизация ДОУ как внедрение новых информационных технологий в образование и воспитания; - информатизация управленческой деятельности ДОУ. Одним из направлений ...

Интонационные упражнения
Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на котор ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru