pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование познавательного интереса младших школьников через наглядность » Методика формирования познавательного интереса младших школьников через наглядность

Методика формирования познавательного интереса младших школьников через наглядность

Страница 2

Для работающих с младшими школьниками, особенно важно различать интерес к познанию и интерес к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям. Первоклассник с радостью идет в школу, по собственному побуждению включается в работу на уроке, не хочет прерывать деятельность на уроке. Первоклассник, например, любит читать, писать, рисовать, лепить - это доставляет ему удовольствие. Ребенок проявляет к этому эмоциональное отношение (он заявляет, что ему нравится решать задачи, выполнять упражнения), хотя познавательное отношение может и отсутствовать (его не волнует, почему это понимается так, а не иначе, каким способом лучше, удобнее решить данную задачу и т. п.). В данном случае присутствует только один компонент - эмоциональный. Значит, здесь нельзя говорить об истинном познавательном интересе, в то же время можно говорить о чувстве, переживании, любви ребенка к деятельности, в данном случае к учению. Любовь к деятельности - предпосылка интереса, но не сам познавательный интерес.

В этой любви к деятельности в качестве мотива может выступать стремление к конкретному результату: возможность занять определенное положение в коллективе, получить одобрение, т. е. к косвенным относительно самого учения целям. Но в качестве мотива может выступать и стремление овладеть самим процессом деятельности.

Сначала такой интерес к процессу учения (учебной деятельности) имеет элементарные проявления: ребенок заявляет, что он любит читать, писать, считать, в дальнейшем же этот интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи. По своему содержанию эта увлеченность процессом должна быть направлена на теоретическое содержание знания, а не только на конкретные факты. Таким образом, интерес к процессу, способу решения превращается в интерес к теории, к основанию знания.

В I и II классах у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако постепенно, к III классу, отношение детей может, изменяться. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их старательность, авторитет учителя падает, позиция школьника теряет, для ребёнка свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности.

Л. И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у учащихся III классов, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в большинстве своем не дает достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребенка, для удовлетворения познавательной потребности.

Итак, развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с

соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях - он включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика

непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Проведя опрос учеников экспериментального и контрольного классов в конце полугодия и выявив уровень усвоения пройденного материала, я получила данные:

Таблица 2.

Усвоили на "5"

Усвоили на "4"

Усвоили на "3"

Экспериментальный 1"а"класс

32

58

10

Контрольный 1"б" класс

24

52

24

Что выглядит так(в %):

Школьники младших классов, еще не имеющие достато развитого образного мышления, не имеющие «багажа» зрительных образов, гибкости соспоставления нового с уже когда-то виденным, познаным, гораздо быстрее запоминают и воспринимают учебный материал, сопровождаемый наглядыми примерами. Особенность детского мышления быстрее и лучше запоминать зрительные образы, нежели логическое или механическое соспоставление предметов, величин и т.п., дает возможность более продуктивного обучения, способствует более полному запоминанию материала. Способность педагога интуитивно чувствовать дозировку наглядного материала позволяет значительно повысить успеваемость и усвоение учебной программы.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Задачи, решаемые при проведении подвижных игр
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Оздоровите ...

Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка
Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения – говорение – многоаспектное и сложное явление. Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии ...

Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего обращаем в ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru