Существуют различные классификации методов активного обучения.
Так некоторые исследователи относят к ним игровое проектирование, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций, проблемный метод и т.д.
Специалисты по активным методам по-разному оценивают их эффективность в усвоении учебного материала. Так, если при леционной форме изучения материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.
Сторонники когнитивной психологии выделяют так называемые "интерактивные методы", использование которых они соотносят с перечнем характеристик, позволяющим определить когнитивный стиль каждого обучаемого и, в итоге, подобрать наиболее эффективную технологию обучения. К интерактивным относятся как традиционные методы (лекция, открытая дискуссия), так и инновационные (рефлексия, имитация, дебаты, мозговой штурм). Реализация активных методов в подготовке будущих специалистов повышает интерес к учебным занятиям и будущей профессии учащихся.
Активное обучение повышает мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности учащихся.
Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы активного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.
Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном учебном процессе.
Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.
Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения.
Выделяются следующие особенности использования методов развития познавательной активности обучаемых:
1. Комплексное использование основных принципов дидактики. Они должны применятся в обучении не всегда последовательно, а зачастую взаимодополняя друг друга. Только в этом случае они действительно способствуют развитию познавательной активности и творчества.
2. Обеспечение единства образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения. Обучение – накопление знаний неразрывно связанное с воспитанием. Подлинная познавательная активность не мыслима без высокой ответственности, сознательного овладения знаниями, навыками и умениями. Обучение одновременно является и развивающим.
3. Ориентирование обучаемых на систематическую и плановую самостоятельную работу.
4. Обеспечение направленности обучения на развитие активной мыслительной деятельности обучаемых в процессе занятий.
5. Обеспечение регулярности и повышения эффективности контроля знаний навыков и умений обучаемых.
6. Комплексное, педагогически целенаправленное использование в процессе обучения современных ТСО.
7. Использование системы психолого-педагогических стимуляторов активной познавательной деятельности обучаемых.
8. Обеспечение эмоциональности обучения и создания благоприятной учебной атмосферы.
Эмоциональность изложения учебного материала должна сочетаться с атмосферой доброжелательности, творческого настроя. Формирование познавательной активности обучаемых в процессе профессиональной подготовки в вузе является первостепенной задачей профессорско- преподавательского состава. Познавательная активность основана на глубоком интересе к будущей профессии, к изучаемым дисциплинам. Познавательный интерес к будущей профессии у обучаемых может быть сформирован путем раскрытия содержательной стороны деятельности, творческой ее сущности, а также широкого использования в обучении методов, активизирующих познавательную деятельность.
Это интересно
Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки ...
Сценарий урока по технологии сервировки стола
Урок № 1-2 Раздел программы: Культура дома Тема: Горячие напитки. Чай. Сервировка стола к чаю. Класс: 5 класс Время работы: 90 минут Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с различными видами, сортами чая. Значением чая для здоровья человека, научить приготовлению напитка из чая и сервир ...
Салфетки для чайного стола
Салфетка является обязательным предметом сервировки. Для чайного стола принято использовать цветные изделия размером 35 на 35 см. Используются два вида салфеток – полотняные и бумажные. В качестве материала чаще всего используются лен или хлопок. Очень практичны салфетки из тканей с добавлением син ...