pedagogyreview
Разное по педагогике » Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта » Проблема агрессивности и её представления в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте

Проблема агрессивности и её представления в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте

Страница 4

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого человека с целью подчеркнуть своё превосходство.

У детей, как и у взрослых существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребёнка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя

Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребёнка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: её простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Ỳ- хромосомами: учёные установили, что она особенно присуща мальчикам.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

-- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками.

Таблица 1. Классификация видов агрессии

Разделение по направленности на объект.

Гетероагрессия - направленность на окружающих - убийство, изнасилование, побои, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.

Аутоагрессия – направлена на себя: самоуничтожение, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Разделение по причине появления.

Реактивная агрессия – ответная реакция на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, под влиянием каких- то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях.

Разделение по целенаправленности.

Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата.

Целевая (мотивированная) агрессия – выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту.

Разделение по открытости проявлений.

Прямая агрессия – направляется на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия – обращена на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение, но более удобные для проявления агрессии (доступны и безопасны). Например: отец срывает злость на всей семье, придя, домой с работы не в духе.

Разделение по форме проявлений.

Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой. Интонацией голоса и пр.

Физическая – прямое применение морального и физического ущерба противнику.

И.А. Фурманов делит агрессивное поведение на две формы:

А. Социализированная.

Дети используют агрессию для привлечения внимания. Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнёров они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессия носит непроизвольный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Факторы воспитательного потенциала семьи: психологический климат семьи, пример родителей, внутрисемейные отношения
В научной литературе синонимами понятия "психологический климат семьи" являются "психологическая атмосфера семьи", "эмоциональный климат семьи", "социально-психологический климат семьи". Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О ...

Направление логопедической работы по коррекции формирования атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР
В каждом из выделенных направлений формирования лексики определяются основные задачи, поэтапное содержание, методы и приемы логопедической работы. Расширение объема атрибутивного словаря. Последовательность логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря должна учитывать частотный словарь ...

Тесты и тестирование
Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа инте ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru