Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что игра - оптимальная форма обучения при изучении предмета. Игра формирует адекватное отношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизации познавательных процессов: внимания, мышления, памяти (Ж. Пиаже, Ф. Фребель, З.М. Истомина, Р.И. Жуковская, Л.С. Выготский, Е.И. Негневицкая, И.А. Зимняя и другие).
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого- педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр.
Обучающие игры выполняют 3 основные функции:
Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая - в дидактических, последняя – в ролевых играх.
Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:
Игра должна соответствовать целям обучения;
Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию;
Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
Возможность использования творческих элементов в игре;
Преподаватель должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
1) Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
2) Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;
3) Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;
4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (педагогом).
Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.
Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основного метода обучения.
Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:
имитационные игры используются в обучении при формировании определенных производственных навыков.
сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет(играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры.
Это интересно
Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации. Педагогическая инновация ...
Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С.
Макаренко
Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего обращаем в ...
Подготовка и организация праздника для детей
Подготовка и проведение праздника для детей– долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности взрослых, учителей, воспитателей, руководителя и т.д. и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодол ...