pedagogyreview
Разное по педагогике » Обучение монологической речи на уроках английского языка » Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка

Говорение в свете личностно-ориентированного подхода к обучению иностранного языка

Страница 2

3. Контрольно-исполнительская. На этом этапе осуществляется проговаривание или внешнее оформление высказывания, логическое построение в соответствии с замыслом, придание эмоционально-выразительной окрашенности речи.

Схематично фазы горизонтальной структуры говорения можно представить на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Фазы горизонтальной структуры говорения

Говорение как речевая деятельность имеет свои специфические признаки:

Говорение всегда мотивированно. Человек говорит, как правило, потому что у него есть какая-то внутренняя причина, есть мотив, выступающий, по выражению А.Н. Леонтьева, в роли мотора деятельности. В методике обучения иноязычному общению следует говорить о коммуникативной мотивации (ведь мотивы присущи и любой другой деятельности).

Говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-либо цель.

Говорение – это всегда активный процесс, в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности. Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что так важно для достижения цели общения.

Говорение “обслуживает” все другие виды человеческой деятельности. Процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Речевую деятельность часто называют “речемыслительной” или “мыслительно-речевой”. Следовательно, любая коммуникативная (речевая) задача является по сути дела речемыслительной задачей.

Говорение неразрывно связано с личностью. Будучи включенной в общественные отношения, личность проявляет активность в своей жизненной позиции, которую она выражает в речи.

Невозможно всякий раз в новой неожиданной ситуации говорить заученными фразами, собственно говорение как деятельность не может быть алгоритмизировано, программа говорения создается самим автором. Поэтому важнейшими особенностями говорения являются его эвристичность и самостоятельность.

Говорение всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимым в общении норм.

Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесенности речевых единиц с основными компонентами процесса общения.

Все выше перечисленные признаки способствуют достижению функциональной грамотности во владении языком, т.е. реальное владение им, действительно обеспечивающее учащимся возможность речевого взаимодействия не только не только друг с другом, но и с носителями иностранного языка.

Схематично признаки процесса говорения можно представить на рисунке 1.2.

моитивированность

целенаправленность

активность

связь с мышлением

связь с личностью

эвристичность

самостоятельность

темп

ситуативность

Рисунок 1.2 – Признаки процесса говорения говорения

Учащиеся используют свои индивидуальные возможности, свойства для реализации процесса говорения. К личностным свойствам причисляют: контекст деятельности обучаемого; жизненный опыт учеников; интересы, желания, склонности; мировоззрение; эмоции и чувства, статус личности в коллективе. Все перечисленное составляет ситуацию общения как “совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие по намеченному плану”.

Схематично компоненты речевой ситуации можно представить на рисунке 1.3.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Лирическое отступление как внесюжетный элемент
Высказывания автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень важны для понимания идеи произведения. Лирические отступления позволяют обратиться к читателям со страниц повести или романа непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей. При помощи авторских отступлений писате ...

Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников
На первых этапах обучения, в младшем школьном возрасте, любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность — с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по ...

Функции контроля
Понятие «функция» обычно означает «обязанность, круг деятельности» или «значение, назначение, роль» чего-либо [Ожегов]. Следовательно, функции контроля – это его назначение и роль, которую он играет в учебно-воспитательном процессе. Функции, которые выполняет контроль, воздействуют как на сам проце ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru