Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.
Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария - оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.
Уже в возрасте двух-трех месяцев малыш начинает изучать мир своими ручками. Он разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и вас за пальчики. И это не просто игра и общение, это первые шаги в развитии моторики.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства.
В грудном возрасте массируйте младенцу пальчики. Так вы воздействуете на важные точки головного мозга. Загибайте и разгибайте их, сжимайте кулачки, поглаживайте ладошку, делайте массаж кистей. Лучше эти занятия превратить в занимательную игру. Ведь совсем не зря в народе были придуманы такие детские прибаутки как "Коза-рогатая", "Сорока-белобока", "Гуси-гуси" или "Ладушки". Сгибайте пальчики, приговаривая "это мама, это папа, это деда, это баба". Можете сочинять стишки сами. Играйте в прятки за ладошками "ку-ку", научите малыша махать ручкой "пока-пока".
Привлекайте внимание малыша разными предметами и игрушками. Старайтесь заинтересовать его, чтобы он постарался за них ухватиться. Покажите ему его ножки, пусть он поочередно трогает и хватает их.
В развитие моторики вам помогут игрушки с кнопками или пианино. Нажимание клавиш идеально для мелкой моторики. Тут подойдут и игра в кубики, и складывание пирамидки, и детские конструкторы, и даже игры в машинки.
Есть отличное упражнение для малышей. Насыпьте в большую тарелку или блюдо горох или фасоль. Затем спрячьте в глубине какой-нибудь интересный ему предмет. Теперь попросите ребенка отыскать его в блюде. Малыш должен найти его, перебирая пальцами горошинки. Но в этой игре за малышом нужен присмотр во избежание попадания мелких горошинок в дыхательные пути.
Еще несколько интересных малышу занятий для развития моторики:
1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.
2. Обязательно играйте с мозаиками и пазлами.
3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
8. Лепите вместе из пластилина.
Это интересно
Экспериментальное изучение нарушений письма у младших школьников
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы, целью экспериментального исследования является изучение особенностей письма у младших школьников. Экспериментальные задачи: 1. Подбор диагностических методик. 2. Установление критериев оценки выполнения заданий. 3. ...
Развитие лексики у младших школьников с нормальным речевым развитием и
сохранным интеллектом
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности, такую, которая несет определенную смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстракт ...
Рекомендации по применению психологических теорий
усвоения
При проектировании глобального сценария АУК целесообразно планировать в начале учебной работы создание у обучаемых мотивации, знакомство с общей структурой учебного материала АУК (теории алгоритмизации или поэтапного формирования умственных действий), напоминание, если это необходимо, ранее изученн ...