Эта форма работы в курсе сольфеджио чрезвычайно важна. В ней объединяются все знания и умения, получаемые учащимися на уроках. Но самое главное состоит в том, что в анализе на слух полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Поскольку в музыке основным является звучание всех изучаемых элементов, постольку слушание их, осознание и запоминание лежит в основе всего обучения музыке. «Слуховая наглядность» - так можно определить специфику метода работы над анализом на слух. Осознание слышимого зависит прежде всего от умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, к узнаванию различных явлений, развивает музыкальное мышление, учит дифференцировать или синтезировать слышимое, и далее – проникать в образную сущность музыки.
Работа над анализом на слух имеет большое практическое значение для занятий по специальности, для чтения с листа и особенно для записи диктанта.
Таким образом, основные задачи этой формы работы следующие:
-воспитать целенаправленное восприятие;
-служить основным средством знакомства с новыми музыкальными явлениями;
-способность накопления в памяти различных слуховых впечатлений, являющихся основой для формирования определенных понятий;
-развивать музыкальное мышление учащихся, то есть способность осознавать слышимое, проводить сравнения, синтезировать и дифференцировать явления;
-помогать развитию и укреплению памяти и внутреннего слуха.
Особенно большое значение имеет на слух в работе над развитием гармонического слуха. Освоением фонической окраски созвучий, их функциональных связей возможно лишь при слышании всего комплекса звуков в одновременности. Ученик, участвующий, например, в хоровом пении, не может полностью осознавать созвучие, потому что при этом поет один голос, свою партию. Не столько исполнение, сколько слушание и последующее осознание слышимого является основным методом в развитии гармонического слуха.
В практике преподавания применяются два вида анализа на слух: анализ и усвоение элементов музыкального языка; анализ целостный; то есть анализ различных элементов музыкального произведения в их взаимосвязи.
При анализе элементов музыкального языка следует использовать контрастные сочетания элементов. Например, при анализе интервалов после секунды брать октаву, после терции – септиму. Контрасты по высоте и по диссонатности помогут лучше запомнить звучание. Соблюдение принципа контрастности имеет особое значение на первом этапе, при знакомстве с этими элементами. В примерах для анализа ритм обычно используется простой, нейтральный. Но это не значит, что метроритм совсем не влияет на восприятие. Так, для определения ряда созвучий аккорд или интервал на сильной доле воспринимается ярче и определяется легче,а на слабой доле – труднее. Все это надо учитывать педагогу, обдумывая примеры анализа и вопросы к ним.
В отличие от анализа на слух отдельных элементов музыкального языка, в целостном анализе встает новая задача – уметь схватить целое, осознать течение музыки. Вместе с тем, учащиеся нередко, слушая произведение, все внимание сосредотачивают на той конкретной задачи, которая перед ними стоит. Если это гармонический анализ, думают прежде всего об определении последовательности аккордов, модуляций и т.д. Однако при отсутствии непосредственно целостного эмоционального восприятия эти примеры запоминаются плохо, с трудом.
Поскольку в целостном анализе путь освоения идет от общего к частному. Не следует бояться использовать сложные по фактуре или жанру музыкальные произведения. Важно, чтобы они были художественно выразительными, логичны и ярки в образном отношении. Материалом для анализа может служить мелодия, одноголосная песня, детские пьесы и любые произведения художественной музыкальной литературы. Очень хороши при этом использовать звучание разных инструментов.
Количество проигрываний зависит от продвинутости учеников и от продолжительности примера. Но во всех случаях не рекомендуется начинать анализ сразу после первого проигрывания. Лучше сыграть два раза подряд, дать время подумать, вспомнить а затем начать анализ.
Для проверки восприятия учащихся могут быть использованы различные формы: беседы, ответы на отдельные вопросы, рассказ.
Примерная схема анализа:
1.Определить характер музыки: дать ей название, ассоциации связанные с ней.
2.Определить жанровые особенности, определить инструменты, исполнявшие произведение.
3.Охарактеризовать линию развития музыки.
4.Определить структуру мелодии: установить сколько фраз,какие они.
5.Определить темп, размер, лад; продирижировать.
6.Выделить отдельные характерные интонации, обороты и ритм фигуры.
7.Установить тональность, определить отклонения, наличие хроматизмов, альтераций.
8.Подробно проанализировать структуру, определив средства формообразования: секвенционность, варьирование, расширения, дополнение и т.д.
Это интересно
Инновационные подходы к обучению иностранным языкам как основа реализации
ФГОС второго поколения
«Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС), о котором говорится в послании президента РФ Д. Медве ...
Испытания на прочность при ударе
При стандартных испытаниях, например, испытаниях на растяжение и изгиб, материал поглощает энергию медленно. Реально материалы очень часто быстро поглощают энергию приложенного усилия, например, усилия от падающих предметов, ударов, столкновений, падений и т.д. Целью испытаний на прочность при удар ...
Самостоятельная работа учащихся, её признаки и
условия организации
Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны ...