Внутри треугольника жизни находится колесо, составленное из компонентов, относящихся к здоровью. Это колесо называется «колесом поведения» (человек ежедневно выбирает здоровое или вредное для здоровья поведение).
Для формирования у детей ответственного поведения необходимо:
- иметь хорошие знания о здоровье, фактах, касающихся каждого компонента здоровья,
- иметь навыки и умения, которые поддерживают качество стиля жизни для себя и для других,
-знания и умения должны сочетаться, с умением принимать ответственные решения, которые помогут достичь наилучшего уровня здоровья.
Содержание курса включает следующие разделы:
1) «Я – человек»
- Человек – это кто?
- Строение человека
- Рост.
- Развитие.
2) «Мой путь к здоровью»
- Какой он здоровый человек?
- Здоровье.
- Что я должен делать, чтобы быть здоровым.
3) «Я в гармонии с миром»
- Я и окружающий мир (опасности, которые меня подстерегают).
- Правила безопасного поведения.
- Красота человеческого общения. Разрешение трудных и спорных вопросов.
- Службы безопасности.
После успешного завершения этого курса дошкольники должны:
- различать основные этапы жизни, понимать, как они влияют на рост и развитие человека.
- владеть приемами межличностного общения.
- применять умения и навыки, способствующие укреплению семейных и групповых отношений, исключая грубое поведение.
Применение этих технологий возможно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, которые проводит воспитатель. Основы валеологической культуры, знания детей о себе и сверстниках могут быть закреплены на занятиях музыкой, физической культурой, рисованием, трудом, в ходе экскурсий и наблюдений за природой и миром людей.
Педагогическими коллективами ДОУ №34 Пушкинского района и ДОУ №139 Выборгского района Санкт-Петербурга разработана программа «Эколого-валеологическое сопровождение образования дошкольников». В этой программе наиболее полно отражена совместная работа всего педагогического и медицинского персонала ДОУ по эколого-валеологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Структуру этой работы в дошкольном учреждении в общем плане можно представить как систему взаимопроникающих и взаимодополняющих воспитательно-образовательных и оздоровительных мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Основными элементами этой системы являются:
Включение в деятельность дошкольного учреждения психолого-педагогический основ начального экологического воспитания.
Валеологизация практически всех направлений деятельности дошкольного учреждения с акцентом на повышение уровня физического здоровья дошкольников в первую очередь средствами и методами физической культуры.
Создание предпосылок для формирования у дошкольников активного валеософического мировоззрения, т.е. релизация на уровне дошкольного учреждения «креативной» валеологии.
Резюмируя вышеизложенное, авторы программы утверждают, что экологическое и валеологическое образование и воспитание комплексно по своей сущности, и поэтому эколого-валеологическое направление в образовании является важным фактором в его гуманизации.
На основании собственного опыта работы и анализа опыта работы других ДОУ мною был сделан вывод, что наиболее продуктивно работа по формированию у детей здорового образа жизни осуществляется при совместной работе в одном направлении всего персонала ДОУ. Получая от воспитателя на занятиях по ознакомлению с окружающим миром знания о составляющих здорового образа жизни, о строении собственного организма, о путях улучшения собственного здоровья и т.п., дети на физкультурном занятии могут применить свои знания на практике, а на физкультурном досуге они активизируют свои знания. При этом план физкультурных занятий и досугов составляется соответственно объему знаний, полученных детьми на занятиях с воспитателем. Этот процесс имеет также эффект обратной связи, т.к. валеологическая грамотность детей позволяет детям наиболее успешно и осознанно относится к освоению знаний, умений и навыков физической культуры. Они становятся в состоянии самостоятельно оценить свое физическое состояние на занятиях по физической культуре, во время среагировать на него и сообщить об этом педагогу. Качество упражнений улучшается за счет осознанного отношения к занятию и пониманию значения выполнения задания для сохранения здоровья.
Это интересно
Особенности обучения и воспитания подростков
Психофизиологические особенности подростка. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма ...
Использование элементов игровой технологии при
изучении экономики в процессе профессионального образования
Одним из звеньев системы работы преподавательского коллектива в данном направлении является метод конкретных ситуаций. «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической осн ...
План-конспект уроков
Урок № 1-2 Раздел программы: Культура дома Тема: Сервировка стола к ужину. Класс: 6 класс Время работы: 90 минут Цели урока: Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом. Развивающая: Развивать творческие способности при аранжиро ...