Объект исследования - процесс речевого развития слабослышащих дошкольников.
Предмет исследования - особенности развития связной речи слабослышащих дошкольников.
Целью исследования является экспериментальное изучение развития связной речи слабослышащих дошкольников на занятиях по развитию речи.
В нашем исследовании мы ставим несколько задач:
1. Подобрать методики экспериментального исследования особенностей связной речи дошкольников с нарушением слуха.
2. Выявить уровень сформированности связной речи у детей экспериментальной группы.
3. Провести сравнительный количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Разработать содержание коррекционно-педагогической помощи, направленной на развития связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.
Этапы исследования:
1 этап. Организационный. Подбор диагностических методик.
2 этап. Проведение констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.
3 этап. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Прежде чем переходить непосредственно к описанию проделанного нами констатирующего эксперимента по изучению связной речи детей с нарушенным слухом, мы считаем необходимым предоставить данные об особенностях детей, участвующих в эксперименте.
Характеристика детей, участвующих в эксперименте.
В нашем исследовании принимало участие 8 человек посещающих детский сад №97, в котором существует группа для детей с нарушением слуха. В ходе проведенного нами исследования было изучен уровень развития связной речи слабослышащих дошкольников.
Изучение личных дел, беседы с педагогами и наши наблюдения позволяют выделить некоторые характеристики детей.
Таблица 1.Состояние слуха
Фамилия, имя |
Степень снижения слуха |
Причины снижения слуха |
1. Яна П. |
II ст. т/у |
наследственная т/у |
2. Илья Б. |
III-IV ст. т/у |
неизвестны |
3. Нелли Н. |
IV ст. т/у |
наследственная т/у |
4. Петя И. |
IV ст. т/у |
наследственная т/у |
5. Руслан Н. |
III ст. т/у |
наследственная т/у |
6. Варя Д. |
III-IV ст. т/у |
приобретенная (лечение антибиотиками) |
7. Аида Б. |
III ст. т/у |
неизвестны |
8. Никита Т. |
I ст. т/у |
приобретенная (лечение антибиотиками) |
Из таблицы видно, что состояние слуха детей различно. В группе есть дети со значительными остатками слуха (Яна П., Никита Т.) и дети с пограничным состоянием (Петя И., Нелли Н.). Только трое детей из семей глухих – Яна П., Нелли Н., Петя И., у остальных родители слышащие.
Таблица 2.Речевое развитие
Фамилия, имя |
Уровни речевого развития | ||
низкий |
средний |
высокий | |
1. Яна П. |
+ | ||
2. Илья Б. |
+ | ||
3. Нелли Н. |
+ | ||
4. Петя И. |
+ | ||
5. Руслан Н. |
+ | ||
6. Варя Д. |
+ | ||
7. Аида Б. |
+ | ||
8. Никита Т. |
+ |
Это интересно
Мотивация учения
Итак, учение — это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей уч ...
Особенности формирования познавательного интереса
школьников на уроках информатики и ИКТ
Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит, прежде всего, на уроке. ...
Состояние образовательного процесса ДОУ на современном этапе
Современное состояние дошкольного образования характеризуется наличием значительного числа вариативных программ (с одной стороны), и инициативами педагогов, их мастерством, чутким реагированием на запросы родителей (с другой стороны). Вводятся стандарты дошкольного образования, включающие государст ...