Объект исследования - процесс речевого развития слабослышащих дошкольников.
Предмет исследования - особенности развития связной речи слабослышащих дошкольников.
Целью исследования является экспериментальное изучение развития связной речи слабослышащих дошкольников на занятиях по развитию речи.
В нашем исследовании мы ставим несколько задач:
1. Подобрать методики экспериментального исследования особенностей связной речи дошкольников с нарушением слуха.
2. Выявить уровень сформированности связной речи у детей экспериментальной группы.
3. Провести сравнительный количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Разработать содержание коррекционно-педагогической помощи, направленной на развития связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.
Этапы исследования:
1 этап. Организационный. Подбор диагностических методик.
2 этап. Проведение констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.
3 этап. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Прежде чем переходить непосредственно к описанию проделанного нами констатирующего эксперимента по изучению связной речи детей с нарушенным слухом, мы считаем необходимым предоставить данные об особенностях детей, участвующих в эксперименте.
Характеристика детей, участвующих в эксперименте.
В нашем исследовании принимало участие 8 человек посещающих детский сад №97, в котором существует группа для детей с нарушением слуха. В ходе проведенного нами исследования было изучен уровень развития связной речи слабослышащих дошкольников.
Изучение личных дел, беседы с педагогами и наши наблюдения позволяют выделить некоторые характеристики детей.
Таблица 1.Состояние слуха
Фамилия, имя |
Степень снижения слуха |
Причины снижения слуха |
1. Яна П. |
II ст. т/у |
наследственная т/у |
2. Илья Б. |
III-IV ст. т/у |
неизвестны |
3. Нелли Н. |
IV ст. т/у |
наследственная т/у |
4. Петя И. |
IV ст. т/у |
наследственная т/у |
5. Руслан Н. |
III ст. т/у |
наследственная т/у |
6. Варя Д. |
III-IV ст. т/у |
приобретенная (лечение антибиотиками) |
7. Аида Б. |
III ст. т/у |
неизвестны |
8. Никита Т. |
I ст. т/у |
приобретенная (лечение антибиотиками) |
Из таблицы видно, что состояние слуха детей различно. В группе есть дети со значительными остатками слуха (Яна П., Никита Т.) и дети с пограничным состоянием (Петя И., Нелли Н.). Только трое детей из семей глухих – Яна П., Нелли Н., Петя И., у остальных родители слышащие.
Таблица 2.Речевое развитие
Фамилия, имя |
Уровни речевого развития | ||
низкий |
средний |
высокий | |
1. Яна П. |
+ | ||
2. Илья Б. |
+ | ||
3. Нелли Н. |
+ | ||
4. Петя И. |
+ | ||
5. Руслан Н. |
+ | ||
6. Варя Д. |
+ | ||
7. Аида Б. |
+ | ||
8. Никита Т. |
+ |
Это интересно
Методические аспекты
применения мультимедиа-технологий на уроках информатики в 9 классе
Использование современных мультимедиа-технологий и специализированных средств обучения, основанных на разнотипной информации, не может дать должного эффекта в системе общего среднего образования без формирования соответствующей готовности у педагогов. Современный учитель должен обладать всеми знани ...
Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...
Определение уровня интеллектуального развития
Особенности мышления проявляются в работе школьников с любым учебным материалом. Например, учащимся начальных классов дали 8 карточек, на каждой из которых был напечатан текст пословицы, и предложили объединить пословицы в группы по основному замыслу, заключенному в них. Одни дети обобщают пословиц ...