Кроме этого, с детьми в соответствии с требованием программы ведется уже «настоящее» рассказывание по текстам народных сказок и на материале детской художественной литературы, рассчитанной на слышащих. Педагоги адаптируют эти тексты, т. е. приспосабливают их к уровню развития речи детей, и, привлекая всевозможные дополнительные приемы работы, делают содержание текстов доступным восприятию детей. Для рассказывания сказки, рассказа также составляется «система» занятий, последовательное проведение которых и обеспечивает их усвоение.
Работа над связным текстом представляет двусторонний процесс: восприятия (понимания) связного текста и его воспроизведения. Поскольку дети не обучаются письму, воспроизведение текста осуществляется в устной форме. Как показало специальное исследование, проводимое на детях, пришедших в школу из детского сада, где проводилась работа по новой программе, умение связно рассказывать устно не обеспечивает этого умения в письменной форме.
В настоящее время проводится опыт использования для этой цели машинописи. Знание детьми алфавита, буквенного состава слов и навык устного пересказа обеспечивают развитие у них навыка связного письменного высказывания и без обучения письму, что затруднено в условиях детского сада.
Предполагается, что общедидактические требования к иллюстрациям (например, их доступность восприятию детей и также ценность с эстетической точки зрения) соблюдены, При этом важно выполнение основного специального правила: подпись должна точно отражать содержание того, что воспринимают дети на открытке, т. е. только то, что можно показать па изображении. Это относится как к коротким подписям, так и к текстам. Даже большие тексты вроде народных сказок или небольших детских рассказов оформляются в виде подписей к иллюстрациям, соответствующих данному требованию.
В течение первого года можно ограничиться усвоением детьми 10-15 таких подписей под иллюстрациями, Вша втором году их должно быть не менее 100 и на третьем — не менее 200 (за все три года обучения).
Заучивать тексты под картинками не следует. Но по каждой из проработанных картинок ребенок должен быть в состоянии пересказать содержание двумя-тремя предложениями или ответить на два-три вопроса.
Выводы
Усвоение дошкольниками языковых средств, постижение закономерностей их функционирования в речевой деятельности служат коммуникативным и другим социальным целям. Формируемая в дошкольном возрасте произвольность объединяет языковые факты и закономерности со способностями и возможностями детей, объективизирует и обеспечивает их развитие. Этот механизм реализуется в разнообразной речевой деятельности дошкольников, которые учатся произвольно оперировать собственными умениями.
Анализ научной литературы, в которой раскрыты различные аспекты речевого развития детей при нормальном и нарушенном слухе, представлен в первой главе. Именно он позволяет нам предположить, что на активизацию речевого развития слабослышащих дошкольников, непосредственно влияет комплекс личностных достижений и особенностей ребенка: уровень понимания обращенной речи, уровень владения языковыми средствами общения, доминирование речевой активности, наличие коммуникативно-значимых личностных качеств.
Это интересно
Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...
Взаимодействие ДОУ с семьей
Дошкольный возраст - уникальный период развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, себе самом, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, по ...
Методика организации педагогического взаимодействия
Для того чтобы педагогическое взаимодействие было эффективным, в основе методики его организации должна лежать педагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на системе их взаимосвязанного и взаимодополняющего деятельностного общения. Ведущие идеи пе ...