В обучении глухих знания, полученные таким путем, должны быть сведены к минимуму. Уровень овладения речью детей даже старшей группы слишком невысок, чтобы на этой основе дети могли получить много знаний в дошкольном учреждении для глухих не следует раскрывать значение незнакомых слов и объяснять текст читаемого надо связывать слово с живым конкретным наблюдением, используя впечатления детей, полученные ими на основе чувственного опыта, и на нем учить детей пониманию читаемого.
Специально проводимое исследование показывает, что, даже понимая значение слов, включенных в обращение (например, положи палку под шкаф), дети не осознают смысл выражения палка лежит под шкафом, и напротив, если детей учат пониманию подобного рода фразы как требования выполнить данное действие, то для детей данное выражение в изъявительном наклонении служит приказанием, а выражение положи палку под шкаф они не понимают, и оно не служит для них руководством к действию.
Накопление словаря, совершенствование речи в общении и специальные упражнения, обучающие связной речи, помогают довести развитие речи до такого уровня, чтобы в школе чтение стало для детей источником познания и развития.
Говоря о воплощении впечатлений в слово, мы имеем в виду не только непосредственное восприятие натуральных предметов, явлений и художественные иллюстрации, но и такие изобразительные средства, как диафильмы, кинофильмы, кукольный и теневой театр, которые могут в значительной степени восполнить пробел ограниченного использования слова как средства расширения кругозора детей. Уже с первого года обучения вводятся иллюстрации. К иллюстрации делается подпись, которая отражает ее содержание. Это расширяет представления детей, их словарь и способствует проведению беседы и рассказов на основе иллюстрации. По целям и задачам такая работа сходна с рассказыванием слышащим детям.
Делается это следующим образом. Начиная со второй половины первого года обучения с детьми рассматривают отдельные художественные открытки, иллюстрации. По предложению педагога дети показывают и называют все, известное им на иллюстрации. Например, на открытке с изображением спящего кота и прикрытой подписью дети показывают: это — кот; кот лежит. Далее дети показывают и называют: нос, уши, хвост, лапы. После такой беседы дети прочитывают подпись к иллюстрации: кот спит. Или, показывая изображенную на открытке девочку, ее глаза, волосы, руки, платье, бант, ботинки, чулки, чашку на столе, хлеб, ложку, дети прочитывают затем подпись, как бы обобщающую их наблюдения: девочка ест.
После такой беседы открытки с подписью вывешиваются на стену. Вечером воспитатель вновь прочитывает подписи с детьми. Каждые два-три дня вывешивается новая открытка. Одновременно висит на стене не более четырех-пяти открыток. С ними проводятся различные игры, способствующие запоминанию слов. Одни открытки сменяются другими, а затем уже знакомые детям открытки периодически вновь включаются в игры.
Постепенно ко второму году обучения короткие подписи под открытками расширяются, превращаясь в короткие тексты. На третьем году обучения тексты под открытками прекращаются уже в небольшие рассказы.
Это интересно
Измерение напряжения при деформации
Зависимости напряжения-деформации при растяжении определяют следующим образом. Образец, имеющий форму двойной лопатки, растягивают с постоянной скоростью и регистрируют приложенную нагрузку и удлинение. После этого вычисляют напряжения и деформации: Универсальный образец для испытаний ISO R527 Диаг ...
Особенности проявления тревожности в младшем
школьном возрасте и ее связь с характеристиками внимания
В предыдущем параграфе были рассмотрены основные взгляды на проблему тревожности. Далее мы рассмотрим особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте и ее связь с характеристиками внимания. Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного образования сравнительно редко в ...
Функции проверки и оценки знаний
С того момента в истории школы, когда был осуществлен переход на строгий индивидуальный учет знаний и появились первые серьезные научные работы по этой проблеме, установилось, что проверка и оценка знаний выполняют три основных функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. В последнее время в ...