В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Все их можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.
Методы подразделяют:
1) С. И. Перовский, Е. Я. Голант делят методы обучения по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические)
Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
При использовании словесных методов следует учитывать темп и тон изложения материала. Темп не должен быть слишком быстрым, так как это затрудняет восприятие и понимание услышанного. Если же темп речи слишком медленный, постепенно ученики теряют интерес к излагаемому материалу. Отрицательно влияют на усвоение материала слишком громкое или тихое, а также монотонное изложение. Иногда, чтобы разрядить обстановку, уместны шутка или меткое сравнение. От того, насколько интересно будет преподнесен учебный материал, зависит дальнейшее усвоение предмета. Если выступления учителя скучны, ученики могут возненавидеть преподаваемый им предмет. К словесным методам обучения относятся: рассказ, лекция, беседа и объяснение.
Рассказ – повествовательно-информационный метод изложения учебного материала, цель которого – сообщение фактов и выводов, описание событий и явлений.
Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.
Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий и явлений. Это монологическая форма изложения, применение которой наиболее эффективно при изучении сложного учебного материала приемами доказательства и рассуждения. Объяснение может использоваться как в чистом виде, так и в качестве составной части рассказа, беседы или лекции.
Учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть. В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации и обобщения.
Беседа – диалогический метод обучения, в ходе которого обучающиеся либо сами приходят к усвоению нового материала, либо закрепляют и расширяют изученное ранее. Организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками.
Наглядные методы обучения способствуют усвоению учебного материала. Как правило, наглядные методы не используются отдельно от словесных и практических. Они предназначены для наглядно-чувственного знакомства с различного рода явлениями, предметами, процессами и т.д. Ознакомление происходит при помощи различных рисунков, репродукций, схем. В последнее время в школах все чаще стали использоваться экранные технические средства. Наглядные методы принято делить на две группы:
- методы иллюстраций;
- методы демонстраций.
Метод иллюстраций характеризуется показом различного рода иллюстративных пособий, таблиц, схем, зарисовок, моделей, плакатов, картин, карт.
Метод демонстраций — включением в учебный процесс приборов, опытов, кинофильмов, технических установок, диафильмов.
В последнее время в качестве наглядных широко стали применяться компьютеры и информационные технологии, которые дают возможность выполнять массу действий, в том числе и моделировать изучаемые процессы и явления.
Используя наглядные методы, необходимо учитывать некоторые особенности:
- прежде всего надо брать во внимание возраст школьников;
- во всем должна быть мера, в том числе и при использовании наглядных пособий, т.е. демонстрировать их следует постепенно, в соответствии с моментом урока;
- наглядные пособия необходимо показывать так, чтобы их было видно каждому учащемуся;
- при показе наглядных пособий следует четко выделять основные моменты (главные мысли);
- прежде чем давать пояснения, их заранее тщательно продумывают;
- используя наглядные пособия, помните, что они в точности должны соответствовать излагаемому материалу;
- наглядные пособия призваны побуждать школьников самим искать в них необходимую информацию.
Практические методы обучения необходимы для формирования у школьников практических умений и навыков. Основой практических методов является практика. Существует несколько видов практических методов: упражнения, лабораторные работы, практические работы.
Это интересно
Понятие «мышление», его сущностные характеристики
Жизнь человека ставит перед ним острые, неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, скрытного. Следовательно, нужно – более глубокое понимание мира, открытия в нем все ...
Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...
Принципы и методы выявления одаренности у младших школьников
Успешность работы с талантливыми детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой- ...