По курсам первой очереди в настоящее время разработаны программы и ведется разработка учебных и методических пособий для учащихся (объемом 5–10 печатных листов каждое). Элективные курсы второй очереди разрабатываются с учетом опыта, полученного при разработке материалов для курсов первой очереди. Таким образом, проект открыт для дальнейшего насыщения учебного процесса в профильном обучении новыми элективными курсами и соответствующим учебно-методическим материалом.
По каждому из курсов подготавливается комплект учебно-методических разработок, включающий программу курса, учебное пособие для учащихся, методические рекомендации к проведению уроков для учителей, справочно-информационные материалы и проч. В частности, но указанным направлениям первой очереди уже в настоящее время завершается работа над томами профессиоведческой энциклопедии, охватывающей тематику указанных элективных курсов.
В дальнейшем для информационно-методического обеспечения предпрофильной и профильной подготовки предполагаются подготовка к изданию хрестоматий по профилям обучения, разработка и издание комплектов плакатов и видеокассет, содержащих наглядные материалы для проведения занятий со школьниками.
Комплект разрабатывается с учетом следующих основных подходов:
1) доступность и наглядность материалов без излишнего упрощенчества;
2) первоочередной учет потребности в литературе для наиболее массовых, экономически и стратегически значимых профилей обучения;
3) сквозное рассмотрение профессий в рамках определенного профиля (от рабочих профессий к профессиям, требующим среднего и высшего профессионального образования). Обращается внимание на возможность постепенного карьерного роста по мере повышения квалификационно-образовательного статуса в рамках рассматриваемого направления деятельности;
4) модульность учебных пособий и других материалов;
5) комплексность разработки учебно-методического обеспечения. Основным принципом при разработке материалов УМК является модульность их построения. Это позволяет как учащимся, так и педагогам производить индивидуальный набор информационных средств для обучения посредством их конструирования и синтеза из отдельных фрагментов учебных пособий и методических рекомендаций, подобно сборке сооружения из отдельных блоков – «кубиков». Возможность стыковки отдельных «кубиков» комплекта друг с другом обеспечена комплексностью разработки проекта. Разумеется, это не исключает и целостного использования всего учебного материала определенного профиля (профилей). Поэтому в практической ситуации могут использоваться в различном сочетании базовый модуль, отдельные элективные модули, отдельные главы и подразделы или части текста, иллюстрации и т.п., взятые из того или иного элективного модуля.
Учебные пособия будут пригодны и для самостоятельного ознакомления с ними учащихся. Это обеспечивается доступностью изложения материалов, иллюстрациями и наличием глоссария, дающего содержательное описание всех специфических терминов и понятий, без которых невозможно раскрытие темы учебного пособия. В учебных пособиях делается акцент на взаимосвязь знаний, полученных при изучении традиционных дисциплин школьной программы, с рассматриваемыми профориентационными проблемами.
В учебных пособиях также приведены рекомендуемые основные и дополнительные литературные источники, сайты в Интернете. Указанные литературные источники представляют в основном популярные издания, учебники и учебные пособия для начального и среднего профессионального образования, то есть по образовательному цензу пригодны для использования в рассматриваемой читательской аудитории.
Таким образом, в идеале по каждому направлению профессиональной деятельности ученики и педагоги получат полное методическое обеспечение и рекомендации по самостоятельному его углублению. Использование этого обеспечения должно проходить на фоне учета местных условий и возможностей. Программами элективных курсов предусмотрены ознакомительные поездки учащихся на соответствующие предприятия, организации, посещение музеев и выставок, соревнований по техническим прикладным видам спорта, конкурсов профессионального мастерства. Экскурсии целесообразно сочетать с выступлениями перед школьниками специалистов предприятий. Специалисты кадровых служб этих организаций могут рассказать о порядке обучения профессиям, об оплате и условиях труда, пригласить школьников на временную работу. Помимо этого изучение курса предполагает работу учащихся вне класса чтение рекомендованной литературы, поиск и изучение информации в Интернете, подготовку выпускной работы (реферата). Занятия в классе предусматривают чтение лекций и проведение практических занятий. Изучение курса рекомендуется завершать защитой выпускной работы (реферата). Рекомендуется увязывать изучение курса с работой учащихся в различных кружках технического творчества.
Это интересно
Духовно-нравственное воспитание как философская и психолого-педагогическая
проблема
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» (Я.А. Коменский). «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (К.Д. Ушинский). В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема ...
Организация и проведение диагностического исследования
В исследовании приняли участие - в гр. Ит-01 - 29 человек, ИТ-02 - 22 человека, ИТ-03 - 19 человек. При сравнении данных исследования учащиеся гр. ИТ-01 и ИТ-02 являются контрольными группами, учащиеся гр. ИТ-03 - экспериментальной группой. Цель исследования: изучение динамики взаимоотношений учащи ...
Типология упражнений с целью активизации
материала речевой направленности при помощи опор
Многолетний педагогический опыт обучения школьников иноязычной речи убеждает, что обогащение лексического запаса учащихся - постоянная забота учителя в системе мер, направленных на развитие иноязычной коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку. В своей работе, поэтому, создаю ...