Ведь КГМА созданная в 1939 году, является одним из старейших высших учебных заведений Кыргызской Республики, а также главным вузом в стране, осуществляющим подготовку дипломированных врачей и фармацевтов.
За годы существование КГМА, было подготовлено и выпущено свыше 22 тыс. специалистов по самым различным медицинским специальностям, которые работают как в Кыргызстане, так и в странах СНГ, а также Индии, Сирии, Пакистана, Турции, Марокко, Афганистана и Египта. Для сохранения и развития подготовки таких медицинских кадров может способствовать психолого – педагогическая служба вуза.
Опыт организации психологической службы медицинского учебного заведения имел место в КГМА, который проводился на кафедре психиатрии наркологии и клинической психологии в 80 годы. В курсе "введение в специальность", студенты первых курсов проходили психологическое обследование, которое предполагало изучение познавательной деятельности, индивидуально-психологических особенностей. Так, цикл занятий был посвящен изучению внимания, памяти, зрительной и слуховой, особенностям мышления, проблемам понимания текста. Помимо этого у студентов изучались их индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, характер, способности, особенно в сфере медицины. После проведенных занятий студенты получали рекомендации по коррекции своей познавательной и эмоционально-волевой сфере. Такие занятия помогали студентам преодолевать барьер, который как правило, возникает у студентов-первокурсников, так как система обучения и воспитания в школе и вузе отличны и молодому человеку нужно время для адаптации к новым подходам в обучении. К сожалению, данная форма работы не прижилась на кафедре в связи с реформированием в системе подготовки специалистов медицинского профиля.
Подспорьем для изучения самого себя для будущего медика является курс медицинской психологии, преподаваемый в медицинских ВУЗах. Однако он был и остается слишком кратким для того, чтобы врач получил хотя бы начальные сведения о психологии человека. Это достаточно парадоксальная ситуация, когда пациент рассматривается скорее как некий биологический объект, а не человек с его проблемами, страхами, особенностями характера, т. е. всем тем, что составляет неповторимую индивидуальность каждой человеческой личности.
Трудно предложить некий универсальный набор качеств, которыми должен обладать медицинский работник, потому что он совпадает с тем набором качеств, который должен иметь любой порядочный, нормальный человек в любой профессии. Все характеристики, необходимые для врачебной профессии, применимы к любому человеку, занимающемуся умственным трудом, не только умственным, а творческим, потому что врачевание, это, прежде всего, творческий процесс. Медицинский работник должен обладать теми свойствами интеллекта, памяти, которые являются востребованными в любой творческой деятельности.
Но медицина имеет и некоторые специфические особенности. Врач должен иметь постоянное стремление к самопознанию. Не к самоусовершенствованию, а к самопознанию, как утверждает Соложенкин В.В. Потому что во врачебной деятельности большую роль играют аффективные и защитные механизмы, которые вмешиваются во все: и в диагностический, и в лечебные процессы. Для того, чтобы врач не был объектом контроля его собственных защитных образований, комплексов и чувств, а контролировал себя, ему необходимо самопознание, что гораздо труднее, чем познание других людей, потому что психологические защиты создают барьер между "я" изучаемым и "я" изучающим. Психологическая защита зачастую дает человеку его искаженный образ, как в кривом зеркале, причем иногда это зеркало искажает в более приятную стороны для отражаемого ("розовые очки"), а иногда - в более неприятную ("черные очки"), когда человек видит у себя одни только недостатки и не видит достоинств.
Медицинский работник - должен уметь управлять своими чувствами. Следующая характеристика очень важна для будущего врача - это способность к целостному неконфликтному "я", когда наименьшая вероятность того, что с помощью своих пациентов врач начнет решать проблему по интеграции своего "я". Кроме того, врачу необходимо терпение и умение слушать - так называемое активное слушание. Врачу необходимо уметь читать нюансы человеческого поведения. Практикующий врач-клиницист должен иметь выраженную мотивацию на общение, каждый врач, прежде чем он станет диагностом и лекарем, должен быть коммуникатором.
Все вышеперечисленные качества редко даны человеку от рождения. Здесь возникает определенное несоответствие: врач - профессия достаточно массовая, особенно в нашей стране, а люди с качествами, необходимыми в этой профессии, рождаются очень редко. Когда человек поступает в медицинский институт, у него зачастую нет и половины тех качеств, которые необходимы, чтобы стать врачом. И даже когда он заканчивает учебу, он не имеет всех этих качеств. Поэтому, речь идет о своеобразных формах профессиональной учебы врачей, то есть не обучению методам лечения и диагностики больных, а методам личностного роста и навыкам взаимодействия с людьми, а также навыкам самопознания.
Это интересно
Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема
Известно, что при подходе к индивидуальным различиям по способностям очень важно учитывать возможности человеческие вообще. Как отмечал Рубинштейн, при отрыве от этой "почвы" выдающиеся способности отдельных людей неизбежно мистифицируется и путь для их изучения обрывается. Быстрые темпы ...
Сущность педагогической технологии
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметн ...
Функции педагогической деятельности
Педагогика - как наука - это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Функции педагогической деятельности (функции (от лат.) - обяз ...