Кружковая работа является наиболее целесообразной для групповой экологической работы с учащимися начальных классов. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического воспитания:
- научно – познавательного;
- ценностного;
- нормативного;
- практически – деятельностного.
Научно – познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к материалу.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусматривать и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и т.д. Активизация деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм и методов работы: занятия в рабочей комнате продолжается экскурсиями в музеи; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, праздники. В практике школы часто используются заочные путешествия, прогулки «по экологической тропе». В ходе занятий изучение теоретического материала должно сменяться творческой деятельностью детей, игрой. Кружковая работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе.
Один из важнейших принципов организации кружковой работы – краеведческий, реализация которого дает детям возможность полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий, полезно включать информацию о состоянии природы области родного города (села). В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам применять на практике творчески полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.
Успех работы кружка в значительной степени зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, эстетичность – вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.
С самого начала важно создать детский коллектив, объединенный общей совместной работой. Поэтому занятия в кружке целесообразно начинать с общей работы, а затем переходить на индивидуальные или звеньевые. Это может быть экскурсия в природу для проведения наблюдений и сбора материала, в музей, просмотр учебного или научно – популярного кинофильма о природе с последующим обсуждением.
Через любовь к природе у детей воспитывается чувство патриотизма, любви и гордости к своей Родине. Эти чувства будут прививаться тем успешнее, чем в большей степени учащиеся будут узнавать о своем крае, стране.
Кружковая работа по естествознанию открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело. Кружковое изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей ее жизнедеятельности, что способствует формированию диалектико – материалистического мировоззрения учащихся.
Таким образом, в содержании программы кружка могут быть прослежены несколько содержательных линий:
- человек – природное существо и член общества;
- многообразие природного и социо-культурного окружения человека;
- экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
- труд и поведение человека в окружающей среде.
Успех работы кружка во многом зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы.
Кружковая работа по экологическому воспитанию позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовиться к реальным экологическим ситуациям, учиться понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Особенность кружковой работы по экологии заключается, прежде всего, в том, что на основе знаний приобретенных на уроке учащиеся получают возможность без спешки и суеты поставить наглядный опыт или провести интересный эксперимент, наблюдение за живыми объектами или природными явлениями, организовать школьный вечер. Окунувшись в мир живой природы, ребята глубже познают его, видят взаимосвязь и взаимозависимость всех его компонентов. Наблюдая, они накапливают знания, записывают впечатления, а затем рассказывают об этом в школе или дома. Все это захватывает учеников, заставляет их задуматься, вызывает любознательность, побуждает интерес к исследовательской работе.
Это интересно
Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического
взаимодействия
Методики педагогического взаимодействия, близкие к сущности педагогической поддержки, активно разрабатывались и разрабатываются отечественными и зарубежными педагогами. К таким методикам мы можем отнести такие, как диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности ...
Задачи, методы и организация исследования
Проанализировать источники научной и методической литературы по особенностям подготовки дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах и методике развития координационных способностей у дзюдоистов, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах, с целью поиска эффективных средств ...
Формы и методы контроля качества образования
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения Назначение предварительного контроля состо ...