pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника » Кружок как групповая форма внеклассной работы по естествознанию

Кружок как групповая форма внеклассной работы по естествознанию

Страница 2

Массовая форма внеклассной работы включает в себя экскурсии в природу, музеи, зоопарк. Живое общение стимулирует интерес учащихся к познанию природы, способствует эстетическому и природоохранному воспитанию. Такая форма работы ценна и тем, что позволяет собрать большой материал для оформления школьных учебных коллекций.

Разнообразие форм внеклассной работы позволяет учителю интереснее организовать работу, привить учащимся интерес к предмету, достичь поставленных целей в экологическом воспитании.

Среди групповых форм внеклассной работы основной организационной формой является кружковая деятельность. В кружках, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся внеклассные занятия. Занятия и учет интересов учащихся будет способствовать развитию у членов кружка качеств натуралиста - естествоиспытателя: наблюдательности, любознательности, пытливости и бережного отношения к природе. При организации работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли учителя. Эффективность в значительной степени зависит от правильного планирования. Исходя из этого, основным документом в работе с кружком служит план учебно – воспитательной работы, который составляется руководителем на текущий учебный год в соответствии с работой кружка. В план входят теоретические и практические занятия, беседы, итоговые занятия подготовка и проведение массовых мероприятий.

Продуманное планирование приучит к определенному порядку в постановке занятий, избавляет от бессмысленности. Главная забота учителя должна быть в том, чтобы в кружках началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того, что поможет разбудить постоянный интерес к изучению природы и формирование потребностей в знаниях о ней.

Работа детей в кружках дает возможность глубже изучать предмет, использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые знания, развить определенные знания и навыки. Учебная работа в классе служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций, изготовление наглядных пособий, которые впоследствии используются на уроках.

Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Кружок способствует экологическому образованию и природоохранительному воспитанию учащихся. У них развиваются чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее богатств, они приучаются заботиться о живых организмах.

На кружковых занятиях по естествознанию учащиеся шире и глубже изучают природу, составляющие ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу.

Кружковая работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. В кружке учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленной цели.

Огромное значение кружковой работы в формировании у детей интереса к природе отмечали многие педагоги.

Кружковая воспитательная работа, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах: программа работы кружка не связана с рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени, кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Изначально содержание работы кружка должны иметь гуманистическую направленность, проявляющуюся у детей бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры, обогащении представлений о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, а также новых знаний об оказании помощи природе.

Кружковую работу с младшими школьниками целесообразно начинать со 2-3 классов, когда у детей уже сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе. При организации работы кружка следует иметь в виду, что его название должно быть эмоционально привлекательным для школьников, поэтому в его выборе должны участвовать сами дети. Формируемые в кружке понятия, представления и значения связаны с теми, которые школьники получают на уроках. Работа в кружке может опережать или продолжать учебную программу. При этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученных на уроке. Это обусловлено не только тем, что кружковая работа позволяет выйти за рамки учебной, но, прежде всего тем, что главным принципом ее организации является опора на интересы детей.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Воспитательный и обучающий потенциал игры
Воспитывающий потенциал игры всегда зависит: 1. От содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; 2. От того, каким героям подражают дети; 3. Он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, сог ...

Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами кружковой работы
В предыдущих главах были рассмотрены вопросы теории экологического воспитания и организации кружковой деятельности в начальной школе. Для проверки эффективности разработанных нами цели, задач и гипотезы научного исследования был проведён педагогический эксперимент. Как известно, прекрасное знание т ...

Введение в педагогику свободного воспитания
Свободное воспитание неразрывно связано с той гуманистической педагогической традицией, корни которой уходят в античную эпоху. Мыслители Древней Греции (V-IV вв. до н.э.) рассматривали воспитание и образование как важнейшие способы подготовки индивида к жизни, достойной человека, как эффективные ср ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru