Дошкольный возраст - уникальный период развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, себе самом, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познаёт радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы.
Исследования ученых утверждают, что именно в семье наиболее полно решаются воспитательные задачи. От отношения родителей и других взрослых к ребёнку во многом зависит его дальнейшее личностное развитие. Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества. Понимание родителями процессов и своевременное вмешательство в них позволяет решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребёнка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии.
Необходимо разрабатывать и внедрять программу по взаимодействию ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка.
Цель данной программы должна состоять в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для:
формирования здоровья и развития детей путём профилактики и коррекции ранних отклонений, повышения устойчивости к стрессам и обеспечения условий для качественного созревания всех функциональных систем организма с учётом факторов биологического и социального риска;
образования, направленного на развитие личности ребёнка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развития любознательности как основы познавательной активности будущего школьника;
воспитания в условиях уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Непрерывность в воспитании и обучении детей может быть обеспечена только при условии взаимопроникновения всех социальных институтов (семьи, детского сада, школы), а не параллельности, существующей в настоящее время.
Необходим поиск новых подходов в организации продуктивного сотрудничества с семьей, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей.
В детском саду созданы условия, обеспечивающие комфортную среду для занятий детей разнообразной деятельностью.
Концепция учреждения реализуется в разработке содержания, средств, требований, условий воспитания на основе взаимодействия с семьей ребенка.
В формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Продуктивность. Заинтересованное отношение родителей к содержанию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения.
Трудоемкость. В создании необходимых условий в учреждении: бассейн, фитобар, кабинеты лечения зрения, логопедический, иностранных языков, тренажерный зал, психолога и социального педагога, музыкальный зал, а также соответствующее кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Результативность. Активное участие и заинтересованное отношение родителей ко всему, что делают педагоги, авторитет педагогов и специалистов среди родителей.
Основные задачи в работе с семьей коллектив детского сада:
оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников;
привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей;
развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми.
Система работы с родителями
Основные принципы:
принцип открытости детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);
принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей;
принцип создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы работы с родителями
Систематическое педагогическое просвещение родителей начинается в дошкольном образовательном учреждении, и уровень педагогической культуры родителей в значительной степени зависит от профессионализма и педагогической компетентности педагогов и специалистов детского сада, в том числе от их умения найти формы, приемы и способы совместной деятельности с родителями.
1. Презентация детского образовательного учреждения.
2. Конференция для родителей.
3. Круглый стол с родителями.
4. Педагогический совет с участием родителей.
Это интересно
Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей
подросткового возраста
В данном параграфе рассмотрим проявление агрессии в подростковом возрасте, а также типологию агрессивного поведения современных подростков. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 к ...
Констатирующий эксперимент по определению исходного уровня духовно-нравственного
развития младших подростков
Эксперимент проводился с сентября 2011 по май 2012 года. В нём были задействованы 20 учеников хорового отделения ДМШ № 7 города Иркутска. Как было сказано ранее, целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. В связи ...
Таблицы как средство обобщения при обучении решению математических задач
При обучении решению математических задач удобно проводить обобщения, когда информация представлена в таблицах. Такие таблицы будем называть обобщающими. Обобщающие таблицы служат для проведения сравнения и анализа математических задач и их решений, при систематизации способов и методов решения зад ...