В этой главе будут рассмотрены и проанализированы определения понятия «контроль» из разных источников, чтобы наиболее полно отразить контроль как педагогический процесс, составляющие контроля и его особенности. Важно отметить, что контроль в обучении отличается от контроля в других областях и профессиональных сферах и обычно называется «педагогический контроль». Поэтому ниже будут приведены определения, которые применимы к теории обучения. Также будут рассмотрены задачи и цели педагогического контроля, выделяемые разными авторами.
В толковом словаре Ожегова контроль определяется как «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки»[8]. В словаре методических терминов контроль – это «процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса». Басова Н.В. в своей работе «Педагогика и практическая психология» дает следующее определение контроля: «педагогический контроль – это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса» .
И.П.Подласый определяет контроль как «выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых», отмечая при этом, что выявление и измерение – это составляющие проверки, соответственно, частью контроля является проверка. Челышкова отмечает, что педагогический контроль представляет собой «единую методическую и дидактическую систему проверочной деятельности» . Таким образом, контроль в обучении может рассматриваться как процесс, способ и система выявления знаний, умений и навыков обучаемых, которые подчиняются обще-дидактическим и собственно-методическим принципам конкретного предмета обучения. Кроме того, контроль представляет собой оценивание деятельности как учащихся, так и самого преподавателя.Это логично, так как результаты контроля навыков и умений учащихся зависят как от их труда, так и от труда педагога по формированию ЗУН.
Чтобы определить успешность того или иного педагогического процесса или урока, необходимо сопоставить результаты с целями, которые были поставлены преподавателем в ходе подготовки к уроку. Это же касается и контроля, однако при определении задач и постановке целей урока, включающего контроль, преподаватель должен руководствоваться исконными задачами и целями контроля. Говоря о сопоставлении результатов с целями, необходимо отметить, что сам процесс контроля включает в себя «сравнение, сличение объекта и эталона». Возникает вопрос: что принимать за эталон? Ответ – Временный государственный образовательный стандарт, в котором есть критерии оценивания объекта контроля, т.е. речевых навыков и умений. Пример таких критериев – языковая правильность речевого высказывания, успешность решения той или иной коммуникативной задачи. В.М.Филатов утверждает, что главным аспектом контроля является его направленность на совместную деятельность учителя и учащихся, и эту направленность можно увидеть в целях контроля, которые будут рассмотрены ниже.
По мнению Телеевой Е.В., задача контроля – это педагогически целесообразная организация и направление умственных действий обучаемых в процессе осуществления контрольной процедуры. К целям контроля другие авторы относят следующее:
оценить достижения учащихся;
«определить уровень сформированности речевых умений» [Гальскова, 2006];
выявить трудности, с которыми сталкивается как класс (группа) в целом, так и отдельные учащиеся, что может «служить основанием для индивидуализации и дифференциации обучения»;
диагностировать и корректировать ЗУН;
учесть результативность отдельного этапа процесса обучения;
определить итоговые результаты обучения на разном уровне;
позволить учащимся корректировать свою учебную деятельность;
стимулировать учебную деятельность и повышать мотивацию учащихся;
проанализировать свою деятельность и исправить методологические ошибки.
Обеспечить управление процессом обучения, внося в него соответствующие изменения.
Это интересно
Информатизация образования
Задачи: распространение лучших учебных курсов, технологическое обеспечение реализации инновационных программ. Пути решения: организация федерального портала дистанционных программ обучения Планируется разработать 100 программ дистанционного обучения (учебных курсов), включая методическое сопровожде ...
Диагностическое исследование особенностей медиапользования детей младшего
школьного возраста
Для диагностики и выявления наиболее распространенных способов проведения свободного времени, степени медиаобеспеченности детей и их медиапредпочтениях методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось среди младших школьников в возрасте от 8 до 10 лет. Исследование проводилось в ...
Значение,
характеристика подвижных игр
Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнени ...