Проведенный нами анализ современного состояния дошкольного воспитания показал наличие значительного числа развивающих и обучающих программ (с одной стороны), и инициативами педагогов, разрабатывающими и внедряющими свои собственные наработки, особенно при чутком реагировании на запросы родителей (с другой стороны).
Вводятся стандарты дошкольного образования, включающие государственные требования к нему, требования к психолого-педагогическим условиям обучения и воспитания. Государственный стандарт призван обеспечить защиту ребенку и его родителей от некомпетентного педагогического вмешательства. При внедрении в практику программ в последнее время появились негативные тенденции, а именно: возрождение диктата программы. Также нарушается целостность педагогического процесса, что недопустимо в работе с детьми.
В итоге налицо весьма примечательный парадокс: с одной стороны имплификация детского развития, перенасыщение программ неспецифическим для дошкольного возраста содержанием приобрело черты массового явления; с другой - доминирующей педагогической тактикой является тактика доступности в формах и способах освоения образовательного содержания. Эта тактика приводит к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего низко падает планка детского развития.
Таким образом, теоретическое исследование проблемы целостного педагогического процесса ДОУ позволило нам определить свои позиции:
системный подход является основой для решения проблем эффективности и анализа педагогического процесса, так как сам педагогический процесс является системой, что позволяет нам изучать объект под углом зрения внутренних и внешних связей;
целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие;
цель является детерминантой педагогического процесса как совокупность требований общества;
воспитание ребенка не только объектом, но и субъектом педагогического процесса коренным образом изменяет возможности реализации личностных особенностей и ребенка, и педагога.
Это интересно
Теоретические основы
лексических навыков устной речи и чтения
В нашей стране в последние годы предпринят опыт обучения детей иностранному языку в дошкольных учреждениях. Иноязычная лексика является объектом рассмотрения во многих психологических, методических разработках отечественных и зарубежных исследователей. Психологические аспекты обучения лексике рассм ...
Методические аспекты использования форм и приемов развития
познавательного интереса на уроках информатики и ИКТ
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формировани ...
Контроль навыков говорения
педагогический контроль тестирование английский Объект данного контроля – уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для успешного формирования навыка устной диалогической и монологической речи. В ходе проведения контроля навыков говорения проверяются: 1) способность понимать со ...