4. Педагогический процесс как система взаимодействует с другими системами.
5. Специфическим свойством педагогического процесса как социальной системы является наличие цели.
В работе мы учитываем, что цель является детерминантой педагогического процесса как совокупность требований общества, как социальный заказ. В содержании образования она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития, развития коллектива учреждения и т.д. Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора.
Следующим важным моментом в изучении процесса является исследование его структуры как упорядоченной взаимосвязи его компонентов, обеспечивающей внутреннюю прочность и устойчивость педагогического процесса. Структура и характер составляющих ее связей определяются природой компонентов, образующих целое, их качественными и количественными характеристиками.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что отличительными признаками педагогического процесса являются связь, целостность и устойчивая структура.
Рассмотренная выше типология связей исчерпывающе объясняет целеполагание педагогического процесса. Уровень целостности педагогического процесса зависит от его целенаправленности, полноты набора компонентов, качества каждого компонента и плотности взаимосвязей как между компонентами, так и между каждым их них и целым. Структура педагогического процесса оказывает определенное влияние на его эффективное функционирование.
Таким образом, системный подход является основой для решения проблем эффективности и анализа педагогического процесса, так как сам педагогический процесс является системой, что позволяет нам изучать объект исследования под углом зрения внутренних и внешних свойств и связей, которые обусловливают его целостность, устойчивость, внутреннюю организацию и функционирование.
Вычленяя из педагогического процесса две стороны - педагог и воспитанник - мы имеем в виду, что они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга, постоянно взаимодействуют.
Проблема педагогического взаимодействия в настоящее время активно изучается. Категория взаимодействия является существенным методологическим основание познания общественных явлений. Взаимодействие - не только исходный момент, но и конечный результат познания объективной реальности (К.А. Абдульханова-Славская, Л.П. Буева, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов и др.).
Взаимодействие на уровне межличностных отношений выступает как реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией и совместной деятельности (А.А. Бодалев, А.С. Золотнякова и др.).
Педагогическое взаимодействие, в отличие от любого другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты. Это основное положение личностно-деятельностного подхода к изучению и пониманию педагогического процесса.
Этот подход противоречит традиционному пониманию педагогического процесса как специально организованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и всестороннего педагогического воздействия на ребенка с целью формирования личности с заданными качествами.
Признание ребенка не только объектом, но субъектом педагогического процесса коренным образом изменяет возможности формирования и реализации личностных особенностей и ребенка и педагога. При это организация и содержание педагогического процесса будут определяться не только педагогом, но и активностью, и потребностью ребенка.
Это интересно
Упражнения, направленные на формирование
слухо-произносительных навыков
Под навыком понимается умение, доведенное до автоматизма. На начальном этапе обучения используются упражнения двух типов: Упражнения на активное слушание и распознавание звуков и интонем, направленные на развитие фонетического слуха и установление дифференциальных признаков изучаемых фонем и интоне ...
Методы формирования интереса к обучению у младших школьников
Все дети мечтают поскорее пойти в школу… до того, как попали в нее. Уже через пару месяцев после начала учебы они мечтают о каникулах и о выпускном вечере. Еще бы. Чем их может привлечь школа? Строгими правилами? Вечными «нельзя» и «надо», когда хочется все наоборот? (Нельзя бегать и болтать, надо ...
Историческое развитие понятия милосердие
Само милосердие возникло задолго до того, как люди придумали синтетическое понятие. В Древнем Риме, в Афинах богатые горожане старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В обычае было устраивать общественные трапезы, раздавать согражданам деньги, одежду, пищу. По мнению Гусейнова, это ...