Несмотря на некоторые различия во взглядах, можно выделить общее в трактовке понятия «готовность» – это личностная форма интерпретации содержания образования, система интегративных свойств, качеств и опыта личности, обладающая признаками общей теоретической и методической готовности к профессиональной деятельности. В то же время готовность обладает определенной спецификой – это профессиональные умения и навыки, и индивидуальный стиль их реализации, практико-ориентированный опыт деятельности, рефлексия профессиональной деятельности.
Основу содержания готовности составляет государственный образовательный стандарт высшего образования, включающий формирование готовности студентов к профессиональной деятельности на основе идеи личностно-ориентированной подготовки. Следовательно, готовность выступает одним из критериев результативности профессиональной подготовки специалиста и является связующим звеном между процессом вузовской подготовки и трудом специалиста, где готовность выступает как положительная установка на будущую деятельность.
Таким образом, подготовка будущего специалиста педагога - психолога в условиях высшего образования – сложный процесс, исходящий из качественно нового представления об образовательной ситуации. Данный процесс характеризуется тенденцией перехода от учебно-дисциплинарной к личностной парадигме психолого - педагогической деятельности, ориентированной на развитие личностных функций самих студентов как субъектов учебного процесса, их самоопределения в отношении смысла, ценностей содержания образования и деятельности.
Предлагаемая новая система профессиональной подготовки специалиста, состоящая из самостоятельных, но взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, должна обеспечить педагогическую и психологическую грамотность, а также многоаспектную готовность будущего специалиста. Поэтапное становление такой готовности обеспечивает включение студентов в процесс моделирования структуры профессиональной деятельности, модернизацию содержания дидактического образования.
Таким образом, понятие «готовность к профессиональной деятельности» является многоаспектным и неоднозначным в своем толковании. Она имеет динамическую структуру, между компонентами которой имеются функциональные зависимости.
Личностная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности.
Понятие профессиональной готовности используется как категория теории деятельности (состояние и процесс); как категория теории личности (её отношений и установок); как категория теории профессиональной подготовки к деятельности.
Она является итогом профессионального самоопределения, образования и самообразования, профессионального воспитания и самовоспитания. Профессиональная готовность выступает в форме психического, активно-действенного состояния личности, как сложное её качество, система интегрированных свойств. Одновременно личностная готовность – это регулятор деятельности, условие её эффективности.
Это интересно
Инновационные образовательные учреждения
По мнению И.П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащих ...
Введение в педагогику свободного воспитания
Свободное воспитание неразрывно связано с той гуманистической педагогической традицией, корни которой уходят в античную эпоху. Мыслители Древней Греции (V-IV вв. до н.э.) рассматривали воспитание и образование как важнейшие способы подготовки индивида к жизни, достойной человека, как эффективные ср ...
Обобщения по аналогии при обучении решению задач
«Случаи, в которых применима аналогия, неисчерпаемы по своему разнообразию», – говорит Д. Пойа. Аналогия является хорошим источником новых фактов и задач. Д.П. Горский утверждает, что аналогия необходима для «получения нового знания, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстракт ...