Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпровождению, деформация ценностей и отношений.
Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость являются типичными особенностями этих детей.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Они обладают обострённым индивидуализмом, желание занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Агрессивность в подростковом возрасте можно рассматривать как подражание негативным» взрослым» образцам поведения.
Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Ни отличаются одностороронностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижению успеха, апатичны. В их поведении преобладает вербальная агрессия и негативизм.
В четвёртую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны. Заискивают перед более сильными товарищами. Для таких детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Таким образом, характерологическими особенностями агрессивных детей являются:
- воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним;
- сверхчувствительны к негативному отношению к себе;
- заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
- не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;
- всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;
- в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.)
отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо;
- склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;
- имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуации;
- в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;
- слабо развитии контроль над своими эмоциями;
- слабо осознаёт свои эмоции, кроме гнева;
- боятся непредсказуемости в поведении родителей;
- имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание,
слабая память, неустойчивое запоминание;
- не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально
застревают на проблемной ситуации);
- положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают
чувство собственной значимости и силы.
Основными факторами, определяющими формирование детской и подростковой агрессивности являются: семья, сверстники, среда, в которой они находятся, средства массовой информации и пр.
Рассмотрев типологию агрессивного поведения подростков и личностные характеристики этого возраста, мы пришли к выводу, что этот возраст является одним из сложных возрастных периодов в жизни человека, в котором наиболее резко проявляется агрессия по отношению к окружающим людям. Подросток вступает в мир взрослых со своими характерными особенностями, которые являются причинами его агрессии и агрессивного поведения.
Это интересно
Восприятие картины как психолого-педагогическая проблема
Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованием ...
Инновационные образовательные учреждения
По мнению И.П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащих ...
Кружковая работа как форма индивидуализации обучения
"Математический кружок — одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности". Как правило, кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание у ...