В сознании советских людей был прочно формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ жизни подвижника, образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца.
Мощным фактором воспитания был образ героя (А.Матросов, М. Паникаха, З.Космодемьянская, О.Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход через линию фронта, оборона дома Павлова и др.), образ мужественно-подвижнического Отца и образ жертвенно-женственной Матери.
Данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д.
Они выступали и выступают в многообразных формах ценностных ориентаций человека и науке еще предстоит исследовать спектр ценностей, которые вели солдата в бой, а труженика тыла превозмогать невероятную усталость. А что же происходит в наши дни? Чтобы не быть голословным, я приведу пример статистики. Молодым петербуржцам открыто был задан вопрос о герое нашего времени. Оказалось, что 82% респондентов не могут назвать конкретных героев( причем 37% считают, что таковых нет вообще, 36% просто не знают их, 9% думают, что герои есть, но не ведают кто они). Таковы плоды дегероизации и развенчивания всего и вся в последние 15-20 лет. А когда нет образца для поведения, молодежь попросту не понимает с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищет свои идеалы самостоятельно, например на экране телевизора. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико как никогда и это не может не огорчать.
Но не всё так печально для нынешней молодёжи. Хотелось бы привести некоторые данные моего исследования по проблематике патриотизма в молодёжной среде. В топе первых 5 ассоциаций на слово «Родина» идут такие слова как: семья, место рождения, дом, страна, друзья. Проблема так же стоит в том, что молодёжь не в полной мере знает символику своей Родины на вопрос: назовите авторов современного российского гимна? Большая часть опрошенных знает автора слов, чем автора музыки. Около 10% путается в цветах флага.
1) Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? (не 3 вариантов) |
уважение к своей Родине, гордость за свою страну |
97,3% |
любовь к Родине |
86,1% | |
любовь к своей семье, близким |
79,7% | |
2) Выберите наиболее подходящее, на Ваш взгляд, определение патриотизма |
Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (Словарь Ожегова и Шведовой). |
57,3% |
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа (Энциклопедия социологии). |
33,5% | |
3. В чем проявляется истинный патриотизм? |
в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма |
76,6% |
в работе с полной отдачей сил по своей специальности |
21,1% | |
5. В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у подрастающего поколения следующие направления патриотического воспитания? (не более 3 вариантов) |
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн |
81,6% |
личный пример и Ваше отношение к патриотизму |
67,3% | |
литература патриотической направленности |
56,8% | |
Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи? (не более 3 ответов) |
приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта; |
85,5% |
поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене); |
63,1% | |
личный пример, примеры героев войн; |
48,4% | |
Чем на ваше усмотрение является служба в армии? |
Это пустая трата времени |
67,6% |
Это мой гражданский долг |
24,3% | |
Это всестороннее развитие вас как личности |
8,1% | |
Собераетесь ли вы служить в армии? |
Да |
36,4% |
Нет |
63,6% | |
Повлияла ли служба ваших родственников в боевых действиях на ваш выбор в жизни |
Да |
28,1% |
Нет |
71,9% | |
Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? |
Да |
94,7% |
Нет |
5,3% | |
Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну? |
Да |
81,6% |
Нет |
18,4% | |
Вы бы хотели родиться не в России, а в другой стране? |
Да |
4,7% |
Нет |
61,9% | |
Затрудняюсь |
33,4% | |
Вы бы хотели переехать в другой регион России? |
Да |
84,1% |
Нет |
5,3% | |
Затрудняюсь |
10,6% | |
Вы бы хотели уехать из России в другую страну на постоянное место жительства? |
Да |
33,8% |
Нет |
45,3% | |
Затрудняюсь |
20,9% | |
Считаете ли Вы себя патриотом? |
Да |
68,8% |
Нет |
31,2% |
Это интересно
Контроль
навыков письма
Объект контроля – степень сформированности коммуникативных навыков и умений, необходимых для выражения полученной информации в письменной форме, передачи субъективной информации. Показатели степени сформированности умений и навыков письма: 1) успешность осуществления письменного общения; 2) качеств ...
План-конспект уроков
Урок № 1-2 Раздел программы: Культура дома Тема: Сервировка стола к ужину. Класс: 6 класс Время работы: 90 минут Цели урока: Образовательная: Научить учащихся правилам сервировки стола, правилам подачи десерта, правилам поведения за столом. Развивающая: Развивать творческие способности при аранжиро ...
Критерии эффективности
личностно-ориентированного урока
Существует множество подходов к анализу урока, его оценке. В зависимости от целей урока, его функций, опыта работы учителя, включая характер его взаимоотношений с учениками (а он у каждого свой, ведь учитель — тоже личность!), необходимо выбрать разные критерии оценки урока. К сожалению, в образова ...