pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование познавательного интереса учащихся средней школы на уроках информатики и ИКТ » Особенности формирования познавательного интереса школьников на уроках информатики и ИКТ

Особенности формирования познавательного интереса школьников на уроках информатики и ИКТ

Страница 2

Снижение возрастных норм в изучении предмета, знание психологических особенностей школьников на разных ступенях обучения.

Уменьшение численности учащихся на уроке информатики за счет деления класса на группы, что способствует к использованию личностного подхода в обучении.

В процессе формирования познавательного интереса у учащихся при обучении информатике и ИКТ выделяют следующие этапы:

Первый этап – учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у учащихся присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере

Второй этап – учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.

Третий этап – учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.

Четвертый этап – знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Учащиеся смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

Опыт современных педагогов, педагогов-новаторов показывает, что для развития познавательных и творческих интересов на уроках информатики и ИКТ учителю необходимо на каждом уроке учитывать следующие факторы:

обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;

исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими учащимися упражнений и заданий;

обучение школьников рациональным способам умственной работы;

эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;

стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

на каждом занятие учащимся должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;

построение занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Таким образом, успех в работе по развитию познавательной и творческой активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат определяется позитивным характером взаимного понимания и уважения. Учителю важно уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он сможет оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.

Страницы: 1 2 

Это интересно

Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста
В данном параграфе рассмотрим проявление агрессии в подростковом возрасте, а также типологию агрессивного поведения современных подростков. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 к ...

Воспитание воина на Руси через игру
Подготовка воина начиналась с детства, которое, надо заметить, В Древней Руси было гораздо короче cовpeмeннoгo. В пятнадцать-шестнадцать лет мужчина уже считался взрослым, женился и начинал самостоятельную жизнь. Юный землепашец мог обзавестись своим хозяйством, юный ремесленник - своей мастерской, ...

Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя
Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возмо ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru