pedagogyreview
Разное по педагогике » Развитие одаренности у детей младшего школьного возраста » Принципы и методы выявления одаренности у младших школьников

Принципы и методы выявления одаренности у младших школьников

Страница 2

Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

На первом этапе выявления талантливых детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап (5-8-й год обучения) можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Современное социально-экономическое положение, сложившееся в нашей стране, к сожалению, во многом не способствует расцвету талантов. Появилось большое количество семей, находящихся в крайне сложных материальных условиях. У детей из таких семей нередко ограничен кругозор, речь неправильна, может сопровождаться ненормативной лексикой. Учителя в школах зачастую не могут в таких детях разглядеть признаки одаренности, так как их заслоняют встречающиеся трудности и проблемы в развитии. Поэтому психологи при работе с данной категорией школьников рекомендуют обращать внимание на следующие характеристики одаренных детей:

- живость и любознательность;

- независимость в действиях;

- инициатива, стремление участвовать во всем новом;

- использование воображения в мышлении;

- гибкость в подходах к проблемам;

- разнообразные интересы;

- сочинение историй;

- чувство юмора

Для таких учащихся может быть характерно отклоняющееся поведение. Они негативно относятся к учителям, одноклассникам, даже собственным успехам. Им трудно ставить перед собой долгосрочные цели. При решении своих проблем могут быть чрезвычайно вспыльчивыми, агрессивными, склонны к насилию. Практика показывает, что при организации обучения, призванного компенсировать недостатки окружения, дети добиваются высоких результатов, в противоположном случае наблюдается резкое снижение интеллектуального уровня, проявление асоциальных форм поведения.

Способные дети часто не распознаются взрослыми, т.к. оценивается прежде всего успеваемость и успешность обучения в школе

Основными методами выявления талантливых детей являются:

- наблюдение,

- анкетирование,

- тестирование,

-разнообразные творческие задания разного уровня трудности, направленные на формирование каждого навыка, например: Игры – инсценировки, ролевые игры, рисование по теме, Составление творческих пересказов — с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др., Придумывание названия к картине или серии картин, Разыгрывание действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.) и т.д.

Невозможно выявление талантливых детей исключительно психологом и только с помощью психологических тестов. Так английский ученый Б. Саймон, анализируя содержание тестов, пришел к следующим выводам:

1) тесты не измеряют природный интеллект;

2) в любом случае они являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе, родительском доме;

3) возможно натаскивание на выполнение тестов.

Страницы: 1 2 

Это интересно

Обучение одаренных детей
Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в ВУЗ школьника 13–14 лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10–11 лет всего 6–7 лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в шесть – семь лет в перв ...

Общение дошкольников в процессе игры
Среди многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль'. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (вр ...

Валеологическое образование родителей – важный фактор результативности формирования здорового образа жизни у дошкольников
Сформировать прочные навыки здорового образа жизни у детей очень сложно без помощи со стороны родителей. Они являются для детей основным примером для подражания, поэтому образ жизни родителей все же является отправной точкой формирования будущего образа жизни подрастающего поколения. Поэтому именно ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru